"Образец новых компетенций Беларуси, которые будут расширяться" - так оценил комплекс Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой. Подтверждением служит ремонт российского самолета Ту-214 в новом ангаре, где осуществляется полный цикл техобслуживания, снятие старого и нанесение нового лакокрасочного покрытия.
"Мы смогли сами покрасить его красителями, которые производятся в Союзном государстве", - отметил вице-премьер белорусского Правительства Петр Пархомчик. Это лишь один из примеров импортозамещения, которое белорусскому и российскому авиапрому предстоит осуществить.
Фундамент такого взаимодействия заложен еще многие десятилетия назад. При СССР и в последующий период Минский авиаремзавод выполнял для российских и зарубежных авиапредприятий капитальный ремонт самолетов советского производства Ту-134, Як-40, Як-42 и многих других.
А относительно недавно завод буквально пережил второе рождение. Он перенесен из центра белорусской столицы за ее пределы на новую площадку вблизи национального аэропорта Минск. Светлые просторные цеха оснащены самым современным оборудованием, высокопрофессиональный коллектив, не утратив опыт прежних поколений, значительно омолодился. Один лишь пример: старая взлетно-посадочная полоса насчитывала 1600 метров, что ограничивало тоннаж воздушных судов, а нынешняя способна принимать самые большие лайнеры белорусских и российских авиакомпаний.
Все это как нельзя лучше укладывается в парадигму сотрудничества в авиационно-технической сфере, соглашение о котором подписано не так давно главами правительств двух стран. Предусматривается, что Беларусь будет еще более глубоко интегрирована в программу производства и модернизации российской авиатехники. А предстоит заместить сотни импортных воздушных судов отечественными. По словам Петра Пархомчика, белорусская промышленность получает много предложений от российских партнеров по производству необходимых узлов и деталей и уже подключилась к решению этой амбициозной задачи.
Сегодня Минский завод гражданской авиации № 407 наращивает промышленную кооперацию с авиапредприятиями Ульяновска. Заключен контракт с филиалом АО "АэроКомпозит" на изготовление комплектующих для перспективного пассажирского авиалайнера МС-21. В частности, пояснила первый заместитель председателя правительства Ульяновской области Марина Алексеева, посещая Минский авиазавод, это акционерное общество производит консоль крыла из композитных материалов. И 215 деталей консоли поступают из Минска.
А для филиала ПАО "Ил" - Авиастар Минский завод гражданской авиации кроме комплектующих предложил изготовление наземного оборудования для строительства и обслуживания самолетов. Динамично развивается сотрудничество с Казанским авиазаводом по производству комплектующих для самолета Ту-214. К 2030 году планируется выпускать до 70 лайнеров в год. Так что объем заказов для белорусских смежников будет постоянно возрастать. Предполагается также производить на Минском заводе № 407 покраску новых воздушных судов. "Мы хотим быть вмонтированы в ваши процессы по высоким технологиям, - очертил перспективу сотрудничества в авиационно-технической сфере Президент Беларуси Александр Лукашенко, посещая авиастроительное предприятие в Иркутске. - И второе - это должно быть наше общее дело".
Всего же Россия готова размещать на предприятиях Беларуси заказы по производству авиакомпонентов на 3-5 млрд российских рублей в год. Однако главная цель белорусско-российского сотрудничества в этой сфере - организовать совместное производство многоцелевого двухмоторного самолета для местных авиалиний. Эта идея обсуждается на высоком уровне не один год. И вот соответствующее межправительственное соглашение подписано. Головным исполнителем с российской стороны является АО "Уральский завод гражданской авиации", при этом будут использованы его прежние разработки машин для местных линий. Соисполнителем с белорусской стороны стал ОАО "558 Авиационный ремонтный завод" в городе Барановичи, имеющий многолетний опыт делового сотрудничества с зарубежными партнерами. Двум странам предстоит изготовить около 180 таких машин, из них примерно половину - на белорусской стороне. Соответствующим образом будут поделены и затраты. Предполагается, что первый опытный образец поднимется в воздух уже через несколько лет. Феноменально малый срок для авиации! Так что, возможно, уже вскоре можно будет вновь отправиться в авиапутешествие по Беларуси - сеть местных аэропортов сохранена здесь еще с советских времен.
Двухдвигательный турбовинтовой белорусско-российский самолет сможет перевозить до 19 пассажиров и грузы, должен будет выполнять широкий спектр авиационных работ, в том числе в отдаленных и труднодоступных районах. Помимо гражданской он будет востребован в санитарной авиации, МЧС, сможет преодолевать до 1200 км, садиться на грунтовые площадки. Машину назвали "Освей" - в честь Освейского озера, одного из самых больших в Беларуси .