31.07.2024 10:30
Культура

Нина Шацкая рассказала "РГ" о роли Людмилы Зыкиной и немного о своей жизни

Текст:  Александр Алексеев
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №168 (9410)
Мы уже редко читаем книги. И хорошо, что есть эстрадные звезды, которые представляют порой музыкальные спектакли по замечательной прозе и поэзии, теперь почти забытой нами. У исполнительницы романсов и джаза Нины Шацкой есть такие и по поэзии Анны Ахматовой, и по творчеству Марины Цветаевой, и по роману Габриэля Гарсиа Маркеса "Любовь во время чумы". А недавно появился и спектакль "Людмила Зыкина. Исповедь. 17 лет тайны", который уже увидели и в Москве, и на фестивале "Славянский базар" в белорусском Витебске, и на "Русских сезонах" в Бразилии.
В песнях Нины Шацкой обычно вволю эмоций, душевности, искренности и красоты. Да и сама она - такая же. / Предоставлено Ниной Шацкой
Читать на сайте RG.RU

О том, почему сейчас был нужен спектакль именно об этой исполнительнице народных песен, я спросил у певицы и актрисы, заслуженной артистки России Нины Шацкой.

Нина, летом артисты обычно гастролируют по морскому побережью, успевая прилично заработать и отдохнуть-искупаться. Ну а вы показали музыкальный спектакль о Людмиле Зыкиной, под песни которой не очень-то развлечешься. И потому на курорты, где в сезон отличные гонорары, вас вряд ли пригласят. Не жалеете?

Нина Шацкая: Нисколько. У меня уже были спектакли - ахматовский, цветаевский, и тот, который мы называем "Самое любимое из самого известного". Актриса Ольга Кабо читает текст, а я пою. А еще по моей инициативе мы с Григорием Сиятвиндой сделали спектакль "Затерянные птицы" по роману Маркеса "Любовь во время чумы". Но когда мне предложили сыграть главную роль в спектакле о Людмиле Зыкиной, я поначалу не поверила, подумав, что это розыгрыш. И отказалась.

Аншлаги не приносят любви

Отказываться от главных ролей наверняка трудно. Но с другой стороны, вы Зыкиной уж очень не похожи. Она певица с фольклорной подачей и своей женской статью. А вы - элегантная, модная, поющая в иной манере. Потому и отказались?

Драматург Дмитрий Минчёнок: Зыкина в спектакле показана глазами людей, которые ее окружали

Нина Шацкая: Я сразу же стала предлагать драматургу этого спектакля Дмитрию Минченку вместо себя певиц, которые хороши именно в народном пении. Но он меня прервал, объяснив, что его не волнует вокальная или внешняя похожесть. А ему важен человеческий масштаб, и именно во мне и моей женской судьбе и личности он видит нечто схожее с Зыкиной.

И тут я подумала, что, наверное, так и есть. Может, мы похожи по силе чувств. Тем более, слушая истории, которые Людмила Георгиевна рассказывала в своих песнях, я нахожу много общего в наших реакциях и поведении. Потому и согласилась. Ведь по задумке сценариста я выступаю в спектакле не иллюстрацией Зыкиной-артистки, а показываю ее женскую жизнь. Да и песни Минченок подбирал ассоциативно - сам он рассказывает со сцены о том, что происходило с певицей, а я иллюстрирую ее судьбу песнями в абсолютно разных жанрах. Есть среди них и хиты из репертуара Зыкиной, но в основном это советская эстрада ее времен. И стиль соул, мною очень любимый, - у нас получилась весьма яркая музыкальная палитра!

Узнали ли вы о Зыкиной что-то невероятное, что нам тоже полезно знать?

Нина Шацкая: В этом спектакле много историй, и все они как будто недосказанные. Даже не всегда понятно, где у Дмитрия Минченка правда, а где - флер его романтического домысла. Он рассказывает про жизнь Зыкиной, например, о том, как однажды она ехала в троллейбусе и ей очень понравился высокий и красивый мужчина. Но певица постеснялась к нему подойти. И только когда ситуация повторилась на следующий день, решилась. И это тоже важная черта её характера: она умела сделать первый шаг, на что способны далеко не все женщины.

О ней говорили: "Она настоящая королева: одинокая и неприступная"…

Зыкина собирала огромные залы, ее любили и власть, и обычные люди. Но вот личная жизнь складывалась не так удачно. Считается, что роли несчастливых в любви людей отражаются на их исполнителях. Не боялись ли вы сглазить и собственное счастье?

Нина Шацкая: И у меня тоже была ситуация выбора: что важнее? В юности я была готова отложить музыку ради мужчины. Но потом поняла, что это история не про меня. А с тех пор уже никогда не пыталась разменять свою творческую жизнь на обещание любого из мужчин огромного счастья с ним в "скором будущем". И только дождавшись мужа, который принял меня со всей моей увлеченностью, потому что он сам человек творческий, я решила, что готова к браку.

Право вето для счастья

Жениться на артистках, которые часто на гастролях, а не на кухне, обычно решаются только сильные или смелые. Или вы заранее уже знали, как создать счастливую семью?

Нина Шацкая: Мы договорились, что у моего мужа будет право "вето" на очень многие вещи, кроме моей работы. Например, я же всегда была ярой путешественницей. И до нашего знакомства часто ездила по миру, у меня даже вышли две книги. Бывала в Пакистане, Афганистане, ЮАР, многих странах Африки, Латинской Америки. Да везде! А сейчас, прежде чем поехать, я спрашиваю у мужа. И если он аргументирует, почему хочет, чтобы я осталась, то мы все мирно решаем. Но в том, что касается моей работы, муж даже не делает никаких попыток меня остановить, потому что понимает, как она важна для меня. И я ему за это благодарна.

Вы и сами из творческой семьи. Какие советы родителей особенно цените?

Нина Шацкая: Мой папа (джазовый музыкант, певец и дирижер, в честь которого в Рыбинске даже назвали оркестр. - Ред.) в детстве бывал порой взбешен моими поступками. А потом смирялся: "Ладно, ведь ты бы ничего не добилась, если бы такой не была!" И я многому у него научилась: с юности привыкла видеть цель, стремиться к ней, но при этом никогда не ходила по головам. Понимала, что все тайное становится явным, а репутация - дороже всего. И мой брак, наверное, стал возможен и потому, что муж был поражен: певица, артистка, но даже папарацци про нее никогда не могли раскопать?! Так что умение не ходить по головам тоже, наверное, помогло мне создать счастливую семью.

А еще папа часто напоминал: "Главное качество человека - это умение над собою иронизировать". Он отучил меня и от лени, ведь я с детства была очень ленивой. Нашел для этого необычный способ: начал просить меня каждый вечер написать план на следующий день, а потом выполнять его и отчитываться перед ним. Приучил и к точности, благодаря чему я никогда не опаздываю. И к тому, чтобы планка всегда была высокой.

Бегать от одиночества красиво

Вы не сразу стали популярной певицей, а вначале писали книги, фотографировали. Искали так свой стиль в музыке или закалялись перед карьерой, которая требует сил и веры в себя?

Нина Шацкая: Нет, конечно, изначально это было бегство от одиночества. Все деньги, что получала за выступления, я вкладывала в запись песен. И копила на путешествия, потому что летом становилось особенно невмоготу - все мои подружки разъезжались в дорогие туры на море. А мне тратить деньги было жалко - лучше уж сберечь их на студию. Так и попала в круг людей, которые путешествуют по странам, где сервис недорог, зато впечатлений вдоволь. И благодаря этим поездкам я стала другим человеком - более открытым и таким, к которому стремятся люди.

Странствия учат находить общий язык со всеми и ничего не бояться?

Мюзикл "Москва слезам не верит" собирает аншлаги в театре

Нина Шацкая: Да, ты становишься более терпимой к тому, что происходит вокруг. Прежде случалось, что я была не готова к сотрудничеству, поскольку не в настроении или сама лучше знала, какой должна быть аранжировка. Но после путешествий я стала больше доверяться людям. А это важный момент в творчестве - искать и находить соратников.

Вы учились восточным единоборствам, но когда попадали в самые дикие места в Африке или Южной Америке, - вам все же становилось страшно? Или на этих маршрутах вы тренировали и смелость?

Нина Шацкая: Я ничего не тренировала, а разумно ездила с местными гидами, которые там все знают. Но да, была такая история в Центральной Африканской Республике. Мы поехали смотреть горилл, из Камеруна надо было переплывать через пограничную реку. А когда переплыли, нам говорят, что обратно нужно вернуться в определенное время, а то пограничник уйдет. Мы так и хотели, но сломалась машина. И вот мы стоим на дороге: я и два здоровых местных парня-гида. Не знаем, что делать, потому что у нас и багаж, и дорога впереди очень сложная. Но вдруг откуда-то вылетает житель местного племени банту на мотороллере. Он, как и все его сородичи, очень маленького роста - 1,3 метра. Гид останавливает его и объясняет, что мне надо до границы. Сажает меня, сверху наваливает чемоданы, отчего этот мотороллер проседает до земли, а у меня сердце уходит в пятки. Я еду с этим банту и думаю: "Куда я попала?!" Но доехали, промчались через лес. Успела проштамповать паспорт. Ну да, случается такое. Хотя вначале да, было страшновато.

Фолк