В среднем - 462 рубля
"После пандемии ковида главной проблемой для нас стала посещаемость: мы потеряли больше половины своей постоянной аудитории",- говорит старший менеджер магазина "Гиперион" в Большом Трехсвятительском переулке Алла Дворецкая.
Пандемия вообще ударила по книжным магазинам, как и по всей офлайн-торговле - люди во время самоизоляции вынужденно освоили маркетплейсы, а после ее окончания многие решили ничего не менять и продолжили покупать все онлайн, в том числе и книжки. Вдобавок покупателей пугают цены на бумажные книги. "Больше стало посетителей, которые постоят у полки, подержат несколько книг в руках, но так и не купят,- добавляет Дворецкая. - Их можно понять. Раньше цена книги была сопоставима с ценой булочки, а сейчас это уже минимум хороший сэндвич - рублей за 600. С 2020-го некоторые книги подорожали в 2, а то и в 3 раза".
По словам президента Ассоциации книгораспространителей Светланы Зориной, количество проданных экземпляров книг в книжных магазинах по итогам 2023 года сократилось на 12,5%, а продажи в денежном выражении упали на 4,9%. Средняя же цена проданной книги - 462 руб.
Хотя есть и обнадеживающие тенденции. "В нашем магазине появилось много читающей молодежи - ребята приходят и берут литературу, адресованную подросткам, - рассказывает руководитель отдела розничных продаж в магазине издательства детских книг Clever Екатерина Санникова. - Есть среди них блогеры, которые намеренно читают только бумажную литературу. Купят нужную им книгу, а потом проводят с ней фотосессии, пишут отзывы".
Что читают москвичи?
Самыми популярными авторами в 2024 году стали китайская писательница Мосян Тунсю, автор бестселлеров Ольга Примаченко, автор книг в жанре young adult Анна Джейн, автор мотивационных книг Джон Стрелеки и Михаил Булгаков. А самым популярным художественным произведением оказался роман "Мастер и Маргарита", новая экранизация которого вышла на экраны в январе. Рейтинг продаж детской литературы второй год подряд возглавляет официальная новеллизация "Чебурашка" Анны Масловой. Популярны у детей "Гарри Поттер и философский камень" Джоан Роулинг, "Коралина" Нила Геймана, "Ходячий замок" Дианы Джонс и "Агент на мягких лапах" Фрауке Шойнеманна.
"И у подростков, и у взрослых стал востребованным жанр нон-фикшн - в таких произведениях в популярной и доступной форме рассказывается о том, что люди хотят знать. Просто, но, как правило, грамотнее, чем в интернете. А вот читать художественные произведения, тем более серьезные, для кого-то становится все сложнее",- сказал мне историк, житель Москвы Александр Мясников.
"Что интересно: школьники из Москвы и других городов страны, с которыми я общался на книжных выставках, объяснили, что читают чаще всего одни и те же книги, потому что смотрят в интернете буктрейлеры - короткие видеоролики, рассказывающие в произвольной художественной форме о какой-то книге. Если хороший буктрейлер - берут читать", - заметил он.
Интернет и рядом не стоял
"Чем лучше бумажная книга?" - спрашиваю у одной из посетительниц книжного. Светлане лет 30, пришла с маленькой дочкой. "Тем, что ее можно держать в руках, перелистывать страницы. Детская книга - как игрушка для детей, - объясняет женщина. - Интернет тут и рядом не стоял - малыши там только мультики смотрят. Иногда включаю дочке аудиокнигу, когда едем в машине. Но она больше любит рассматривать книжки-картинки... Кроме того, ребенка учат читать именно по книге, где большие иллюстрации, крупный шрифт, мало текста на странице. Читая вместе, мы с дочкой обсуждаем книгу, я объясняю ей непонятное".
Максим, студент вуза, считает, что бумажная книга удобнее и для учебы: можно сделать закладку, что-то пометить, быстро пролистнуть к нужному месту.
И вообще, многим покупателям нравится сама атмосфера книжного магазина. Кому-то так легче определиться с выбором, а кто-то просто от прочтения книги и от обладания ею испытывает дополнительное удовольствие.
Помогите материально
В Москве объявлен конкурс на лучший книжный магазин. Он уже восьмой по счету. Кто готов побороться за это звание? "Такие конкурсы для нас - дополнительная реклама, которая привлекает больше покупателей, - говорит Екатерина Санникова. - А еще мы получили приз - бесплатное участие в одной из интересных книжных выставок".
"Самое важное тут - информационная поддержка книжных магазинов, распространение знаний о них в Москве", - подтверждает основатель книжного магазина Пархоменко на Татарской улице Сергей Пархоменко. По его мнению, небольшим магазинам, как у него, не помешала бы и материальная помощь, например возможность получить дотацию на закупку оборудования и стеллажей, помощь с арендой и пр.
"Чем больше о нас будут знать москвичи, тем, конечно, лучше", - считает Алла Дворецкая. Все книгораспространители сошлись в одном: от материальной помощи при случае не откажутся, но главная цель такого конкурса все-таки - популяризации книг и чтения вообще, в том числе книг бумажных.