31.07.2024 21:29
Общество

Куратор предпринимательских классов рассказал, как школьники учатся вести бизнес

Текст:  Ирина Огилько
Герман Хаткевич - куратор предпринимательских классов московской школы № 1367, учитель истории и обществознания и бизнесмен. Вместе с женой Юлией они открыли фирму по производству домашнего текстиля и одежды. Герман поделился секретами своего дела и рассказал про учеников, которые так же, как и он, уже ступили на тропу успешных стартапов.
Читать на сайте RG.RU

Расскажите, пожалуйста, как вы стали куратором предпринимательских классов?

Герман Хаткевич: Школа № 1367 - участник проекта "Предпринимательский класс в московской школе" с 2021 года. У нас были не только необходимые ресурсы, но и запрос от учеников и родителей: каждый год проект принимает достаточно много заявлений. Ребята отмечают, что знания, получаемые в предпринимательском классе, это действительно важно, нужно и полезно.

Вы учите детей и ведете свой бизнес: сложно ли совмещать?

Герман Хаткевич: Не сказал бы, что сложно. В любом случае, когда ты куратор, ты погружен и в экономику, и в финансовую грамотность. Появляются те знания и инструменты, которые можно использовать на практике.

Помогает ли собственный бизнес и его ведение обучению школьников?

Герман Хаткевич: С одной стороны, мы используем в нашем деле те знания, которые я получаю как куратор проекта предпринимательских классов. С другой - мы с Юлией делимся практическим опытом в бизнесе с учениками.

Эксперт Дайнеко рассказала, как правильно оформить самозанятость подростку

Например, мы были сопровождающими учеников нашей школы в бизнес-клубе "Атланты". Ребята защищали там свои проекты. Это достаточно известный в Москве клуб, где часто проводятся бизнес-сессии для школьников. Очень здорово, что подобные сообщества существуют! Это возможность для учеников общаться с ведущими экспертами города, с практиками, с учеными в области экономики и предпринимательства, потенциальными работодателями. Некоторые из ребят, конечно, уже не играют в бизнес, а зарабатывают. В нашей школе есть подобные примеры. Ученик предпринимательского класса реализовал свою бизнес-модель: он закупает кроссовки в Китае и продает их через социальные сети. В 10-м классе уже зарабатывал первые небольшие деньги. Но в социальных сетях у него были довольно низкие охваты, и Юлия его консультировала по поводу определения инструментов продвижения, целевой аудитории. Он внедрил все рекомендации в бизнес-модель, смог выйти на хорошие показатели и продолжил заниматься бизнесом в 11-м классе.

Чему вы в первую очередь учите детей? Какие основные навыки должны быть у начинающего предпринимателя?

Герман Хаткевич: В сентябре мы говорим ребятам: "Вы пришли получать теоретические знания. Но ваша главная задача - понять, как они могут применяться при разработке проекта. Важно, чтобы вы, изучая финансы и бизнес, основы предпринимательской деятельности и экономики, понимали, как использовать знания в своем деле".

Мы начинаем разработку бизнес-проекта не с того, что предлагаем выбор, и даже не со слов ребенка "я хочу заниматься этим". У нас выстроена специальная методология: формула успешного проекта - заинтересованность ребенка плюс отклик у общественности. Конечно, мы анализируем тренды рынка, вычисляем рентабельность. Как правило, на подобные мозговые штурмы мы приглашаем специалистов из вузов, чтобы они прокомментировали идеи и дали обратную связь. В основном действующие предприниматели рекомендуют обратить внимание на те бренды и ниши, которых сейчас нет на рынке.

Работа для подростков: кем и где можно работать до 18 лет

Какие проекты могут стать бизнесом? Есть ли в проектах учеников предпринимательский потенциал?

Герман Хаткевич: На самом старте сказать достаточно сложно, получится ли из бизнес-идеи бизнес. Многое зависит от изначальной позиции как самого ребенка, так и его семьи. Наша задача - создать условия абсолютно для каждого ученика с учетом его индивидуальных потребностей. Нет такого, что каждый идет по общему плану и все делают одно и то же. Индивидуальная образовательная траектория, с одной стороны, ориентирована на разработку бизнес-проекта, с другой - на вуз, где ребенок продолжит свое обучение.

Как вы удерживаете мотивацию учеников?

Герман Хаткевич: Мотивацию и осознанный подход к обучению мы формируем еще на уровне основного общего образования. Мы приглашаем на мастер-классы всех, кто хочет поступать в предпрофессиональный класс. Для родителей мы также регулярно проводим встречи, где рассказываем о перспективах обучения.

Есть такая акция - учебный день в университете. В этом году ребята смогли почувствовать себя студентами Финансового университета, у них были лекции, экскурсии. Уже в школе они начинают относиться к знаниям более осознанно. То есть ты учишься не просто чтобы много знать, но и чтобы применять эти знания в реализации собственного бизнеса.

Поддерживаете ли вы связь с выпускниками? Какие у них успехи?

Герман Хаткевич: Да, для нас важно знать, куда поступили наши выпускники, мы поддерживаем с ними связь. Преимущественно это те вузы, с которыми они познакомились в школьные годы: РЭУ, ГУУ, Финансовый университет, ВШЭ. Ребята рассказывают, что переход из школы в вуз не стал для них стрессом, потому что они уже были там, видели, какие возможности он предоставляет. Есть те, кто выбирает смежное направление. Это значительно реже, конечно, но это тоже выбор ученика, который мы уважаем. Однако стоит отметить, что сформированные в предпринимательских классах soft skills пригодятся ему в любом направлении, помогут в решении повседневных задач и в выборе правильного пути.

Как заработать школьнику во время летних каникул
Образование Москва