31.07.2024 08:26
Культура

На выставке тюменского художника и поэта "поженили" живопись и литературу

Текст:  Ирина Никитина (Тюмень)
Российская газета - Неделя - Урал: №168 (9410)
Румяные девушки в платьях-колоколах будто из повестей Тургенева почти не дышат на Олега Федорова, художника, поэта, лектора, большого знатока мировой культуры.
Экспозиция проживет на четырех стенах уютного зала музейного комплекса имени Словцова до середины ноября. / Ирина Никитина/РГ
Читать на сайте RG.RU

- Большой, как жираф, и масштабный, как слон, - говорят поклонницы и дарят мастеру фигурки слона и жирафа из пакета крафтовой бумаги.

Другие преподносят оранжевые и желтые стрелы срезанных поутру гладиолусов и приседают в книксене:

- В Тюмени есть один на миллион мост Влюбленных и такой же Олег Юрьевич!

Мастер наверняка смущен и тронут, но не показывает виду. Федоров, надо сказать, кремень, скала. Бывало, услышит на презентации чужого проекта редкий шепот или шушуканье гостей, погрозит пальцем, сделает замечание. Некоторые его даже побаиваются. Но огромная армия "рвущихся к высокому", несомненно, обожает, что подтвердилось на творческой встрече по случаю открытия персональной выставки "Разговор с зеркалами, или История отражений" в музейном комплексе имени Словцова. Лаконичная и пестрая экспозиция проживет на четырех стенах уютного зала до середины ноября. За это время состоится еще несколько встреч, среди которых поэтическая и музыкальная обязательны к массовому посещению.

В день города в Тюмени прошел фестиваль наличников

Как уже понятно, концепцию для показа публике 60 работ Федорову подсказало само пространство: четыре стены - четыре блока, от собственной свежести до собственной зрелости. Сначала - живопись из восьмидесятых. Кое-что из нее демонстрировалось на грандиозной для прежней Тюмени выставке "Улицы и мы". Здесь художник очаровательно печален и раним. Вот он как на ладони: подставляет раны, открывает душу. На второй стене - посвящение мировым глыбам: Клее, Малевичу, Рафаэлю, Рубенсу, Миро, Пикассо… На третьей - афиши и обложки федоровских книг. Ну а на четвертой - галерея портретов "Живых классиков", от Давида Самойлова до Мигеля де Сервантеса. Чем дальше, тем свободнее и залихватски. Какая молодая романтика?! Тут одно назревшее художественное хулиганство.

Между блоками-сериями живут объемные вещи. Например, сотворенная из бросовых материалов ассистент и троюродная правнучка Пикассо страусиха Люси, картонные Дон Кихот и Санчо Панса, Маяковский и Ван Гог. Очевидно, в этой компании создателю не скучно - рождаются темы, завязываются диалоги. С ними, с собой, а затем и с завсегдатаями лекций про художников в мастерской на улице Мельникайте. За непродолжительное время Олег Юрьевич провел, наверное, уже 80 бесед на эту тему. Говорят, там просыпается еще один его гений - воспитательный.

Живопись, коллажи, керамика, линогравюра, книги, графика, скульптуры из проволоки (как же хороши Ахматова, Высоцкий!), ссылки на авторские радиопрограммы, ремарки, афоризмы, строки из стихотворений - это Олег Федоров. С какой стороны ни подойди, - мистификатор, поженивший картины, скульптуры, серьезную поэзию и юмор. Чтобы все рассмотреть, во все вникнуть, надо провести в зальчике пару-тройку часов. Тот случай, когда квадратные метры обманывают ожидание: думаешь, что обежишь мигом, но зависаешь и забываешь про время.

- Если бы я тоже был зрителем, то ходил бы и ходил, считывая чьи-то отражения в зеркалах истории, растворяясь в них сам. Искусство, дорогие мои, - это то же зеркало: мы отражаемся в нем, а оно в нас. Но если взаимного проникновения не происходит, все оказывается бессмысленным… А для чего все это делаю? Для самоотдачи. То есть для полной отдачи себя другим, - признается художник-кремень.

Но тут же спохватывается: да, современные дети хорошие, только знают мало.

- Спрашиваю тут у одного: а каких, ну хотя бы великих, мастеров ты можешь назвать? Да, знаю, говорит, только никнеймы не помню… - будто извиняется Федоров за подрастающее поколение.

"Никнеймы художников". Видимо, это сигнал маэстро не сходить с просветительского пути.

Тюмень Живопись Литература