Сколько уж там спортивных медалей наберет Франция на своей стреноженной политической идеологией Олимпиаде, неизвестно, но на открытии уже подана заявка на ее долговременное "культурное" лидерство в соревнованиях по международной пошлости.
Пошлость, конечно, почти всегда несет наказание в самой себе. Есть известный анекдот о самодовольном кощуннике, совершившем придурковатое святотатство и вопросившем Бога: "Ну что же Ты меня не наказываешь?" И услышавшем в ответ: "Да ты же уже наказан".
По поводу тех, кто придумывал образы для французской олимпиады то же самое в голове звучит.
Пошлость не оправдывают и ссылки на раблезианские начала французской культуры (прекрасно исследованные для нас Михаилом Бахтиным). Но она же не из одного Рабле состоит. А, например, и из потрясающего Жоржа Бернаноса, чьи романы совершали с нами в 20 веке примерно то же, что и романы Достоевского, напрямую являя нам реальность христианства.
А глубоко верующий Габриэль Марсель с его "трагической мудростью философии"?
Нам, конечно, не надо очень уж становиться в позу и забывать, что почти все мы видели "Божественную комедию" в театре Образцова, и хоть она сейчас кажется детским лепетом по сравнению с современными выпадами против христианства, но все-таки и мы вкушали плоды атеистической современности.
Люди воспитываются по-разному, в разных религиозных и нерелигиозных традициях. Но очень важно, чтобы все эти традиции содержали и сохраняли уважение - к лучшему, к высокому.
Всем понятно, что ты можешь не чувствовать опыт христианства "своим", но, находясь в Европе, ты не можешь не чувствовать его нужным.
Оглядка на выделанную христианством европейскую культуру, на ее величайшие вершины, от Леонардо до Гауди, не может не убеждать нас в объективной ценности тех оснований, на которых стоит европейский мир.
Это точно так же, как ты не можешь не понимать нужность семьи, даже не имея ее и даже пускаясь в рискованные эксперименты по этому поводу.
Недаром божественные силы и смыслы собираются у нас в образах - отца, сына, матери, в других - не соберешь. Потому что они центральные для человека. В них отражается его природа и правда вещей.
В карикатурном параде на открытии французской олимпиады они не отражаются.
Каждая культура имеет свое высокое и низкое. Выделанная православием, строгая, как считают эксперты, русская культура более репрессивна к низким темам, подавляет их. У нас не принято в приличном обществе слишком вольно и открыто говорить о сексе и т. п. Нас больше других злит эта французская карикатура на Бога…У каждой культуры своя мера.
Высокое, конечно, тоже имеет свойство изнашиваться - от официального пафоса, общих и пустых слов, от произнесения важных истин сомнительными устами - но низкое не должно занимать его место. Путать низкое и высокое, менять их местами - для любой культуры, для общества небезобидная вещь. В средневековой Европе это кратковременно дозволялось в рамках карнавала, а потом все становилось на свои места.
Но сегодня через низкие темы являют себя абсолютно вандальные начала. Ничего не громя физически, вандалами моральными, духовными, культурными безответственно-легко становятся сливки общества, вот так вот проинсценировавшие Тайную вечерю на открытии парижской олимпиады.
"Бог поругаем не бывает" - слова апостола Павла не карт-бланш на то, чтобы умыть руки и не защищать сверхдорогой тебе образ от кощунств. Наоборот - предупреждение о неминуемом ответе за поругание. Он может наступить и не в виде вендет-сюжетов из кино-вестернов. У нас в России к судьбам бывших активистов-кощунников, проходящих потом через аресты 1937 года, эмиграцию и мучительные покаяния, был, кстати, внимателен Александр Исаевич Солженицын, побуждавший своих соратников издавать их воспоминания.
*Организация признана экстремистской и запрещена в РФ.