При этом обозначена вариативность сроков обучения. Студент сможет получить базовое высшее образование за четыре-шесть лет, специализированное - от года до трех, в зависимости от специальности, уровня квалификации и отрасли экономики.
Очень важно, что вузы имеют самостоятельность в выборе сроков обучения для определенных программ. Это происходит в связке с работодателями и с учетом запросов региональной экономики. Представители работодателей в партнерстве с университетами должны определять, в каком объеме и с какими уровнями квалификации нужны специалисты рынку труда. Сейчас бакалавриат соответствует шестому уровню квалификации профессиональных стандартов, магистратура и специалитет - седьмому, аспирантура - восьмому. В новой системе базовое высшее образование способно зайти на седьмой уровень квалификации - в зависимости от принятых университетом сроков подготовки, и готовить для конкретных отраслей кадры, которые требуются региону.
Мы часто слышим, что бакалавриат - это неполное высшее образование. С внедрением новой системы мы получаем на уровне БВО возможность завершенного высшего образования. Вместе с тем специализированное высшее образование (магистратура) в системе образования остается. Но и оно приобретает вариативность сроков обучения. При этом можно скорректировать направление обучения под запрос определенной отрасли: будь то непрерывный трек до исследовательского уровня - в аспирантуру, профессиональный трек или управленческий.
В такой системе уровней образования количество магистратур, скорее всего, сократится. В целом появляются вариативность и возможность формировать каждому вузу систему подготовки кадров, которые востребованы на рынке. Уже сейчас некоторые вузы пилотного проекта начинают интегрировать определенные микроквалификации в образовательную программу, а также расширять возможности для увеличения практики студентов на площадках работодателей.
Возможность получения высшего образования в новой системе за счет федерального бюджета остается. Очень важно, что новая модель даст возможность всем выпускникам БВО иметь равные права при поступлении на программы магистратуры, и уже сейчас вузы-участники пилотного проекта реализуют это право. Однако можно предположить, что в правилах приема в магистратуру произойдут изменения, например, варьирование сроков обучения в магистратуре в зависимости от профильности БВО. А возможно, будут рассматриваться и ограничения - например, сможет ли выпускник гуманитарного направления поступить в инженерную магистратуру. К концу реализации пилотного проекта будет более понятно, необходимы ли ограничения для поступления на уровень специализированного высшего образования при кардинальном изменении области обучения.
Что касается мифа о том, что со вступлением в силу новой системы у студентов не будет возможности с российским дипломом о высшем образовании поступать в зарубежные учебные заведения, то это не так. При запуске пилотного проекта ставилась четкая задача - не изолироваться и сохранить международное образовательное сотрудничество между Россией и другими странами. Это было одним из условий для перехода на новую образовательную систему. Существует Международная стандартная классификация образования (МСКО), и новая система уровней, предлагаемая Российской Федерацией, в полной мере ей соответствует. Да, в нашей новой системе нет слова "бакалавриат", но суть не меняется. Уровни образования соответствуют МСКО, и не будет никаких проблем после получения документа о высшем образовании в России поступить в университеты других стран для продолжения обучения.
Важно отметить, что дипломы, полученные до полного перехода на новую систему, не теряют свою значимость. Законодательно устанавливаются соответствие и равноправие уровней образования, поэтому переживать не стоит.
Сейчас вузовское сообщество активно обсуждает опыт шести пилотных вузов. В сентябре они начинают второй учебный год в новом формате, однако уже сейчас рассматриваются варианты расширения пилота в 2025-2026 годах. Здесь есть варианты: либо охватить все вузы страны, либо выстроить вокруг каждого из участников пилотного проекта пул региональных университетов. Это позволяет говорить о том, что эксперимент имеет положительные результаты. По его итогам вузы-участники должны представить образовательные стандарты для новой системы высшего образования. Это ключевой документ вузов, который регламентирует образовательную деятельность.