06.08.2024 13:15
СЗФО

Шеринг вещей начинает терять популярность

Текст:  Сергей Бекренев (президент ГК "ЕЮС" )
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №172 (9414)
Шеринг уже стал привычной формой потребления, - люди совместно используют блага, когда они им нужны. И это понятно: выгоднее заплатить за разовое или периодическое пользование машиной, квартирой или строительным инструментом, чем приобретать это в собственность. При этом арендовать предмет, недвижимость или транспортное средство сегодня можно парой кликов.
Читать на сайте RG.RU

Сегодня потребители выбирают прокат вещей не только из-за экономии, но и с точки зрения удобства. Например, не нужно думать о том, где хранить транспортное средство, - его просто нужно оставить в допустимом радиусе.

Также поколение Z, представители которого активно используют шеринг, являются ярыми защитниками окружающей среды. И аренда чего-то для них - это продуманный акт заботы об экологии. Они не хотят загрязнять мир вокруг и покупать ненужные вещи, поэтому с удовольствием используют шеринг.

Однако не весь рынок шеринга растет год от года, - часть его начинает терять популярность. Так, по данным опроса канала "Потребительское поведение", снижается интерес к прокату вещей.

Здесь можно говорить о прокате, например, одежды, обуви, сумок, нарядов для фотосессий и праздников. Сюда же можно отнести шеринг некрупной мебели, растений, книг. Все это малогабаритные и относительно недорогие вещи. Раньше люди охотнее брали такие товары напрокат. Почему же сейчас спрос падает?

Во-первых, за последние годы сильно изменилось потребительское поведение. Люди уже привыкли, что можно заказать любую вещь за пару кликов и быстро получить ее, - порой даже через 20 минут. Однако шеринговые сервисы в нише вещей не могут похвастаться такой скоростью. Поэтому потребители выбирают более удобные варианты.

Во-вторых, рынок сильно изменили маркетплейсы. Торговые онлайн-площадки позволяют найти практически любой товар, предлагая его в разнообразных видах. При этом из-за конкуренции продавцы не завышают цены, а, наоборот, стараются привлечь покупателя доступностью. В итоге разница между стоимостью вещи и стоимостью проката может быть незначительной.

Людям легче и удобнее купить недорогую вещь, даже если они планируют использовать ее один или несколько раз, чем брать ее через шеринговый сервис. Маркетплейс доставит товар уже на следующий день, а также есть возможность заказать несколько похожих и выбрать то, что понравится.

Люди уже привыкли, что любую вещь можно быстро заказать и получить

В-третьих, шеринговые сервисы вещей не могут соревноваться с ассортиментом маркетплейсов. На онлайн-площадках торгуют тысячи продавцов, - на маркетплейсах представлено огромное количество вещей, и потребитель может найти товар, соответствующий широкому спектру параметров. А сервис проката не сможет предоставить такое разнообразие.

В-четвертых, частично на спад интереса к шерингу влияет восприятие аренды вещей как удел тех, у кого не хватает средств на покупку. Это касается именно недорогих вещей - одежды, аксессуаров и прочего. К транспорту или недвижимости это не относится.

Так, можно спрогнозировать, что интерес к аренде недорогих и некрупных вещей будет продолжать снижаться. Сервисы проката таких товаров не могут соревноваться с маркетплейсами по ценам, ассортименту, обслуживанию и удобству, - шеринг очевидно проигрывает. Однако другие виды шеринга с дорогими объектами (автомобили, самокаты, жилье и прочее) будут только наращивать популярность и показывать рост.

СЗФО