06.08.2024 13:23
Экономика

В СЗФО готовы выдавать больше рибейтов за использование местных локаций

Текст:  Денис Гонтарь (СЗФО)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №172 (9414)
Почти 280 миллиардов рублей выделили регионы в качестве рибейтов создателям кино. В Северо-Западном федеральном округе лидерами по поддержке отечественной киноиндустрии оказались Калининградская и Новгородская области, которые суммарно выдали субсидий на 61,8 миллиона рублей. Цифры, убеждены эксперты, к концу 2024 года могут вырасти более чем на 20 процентов. Однако для лучшего результата нужно грамотно использовать особенности территорий и решить кадровые проблемы.
В малых городах страны можно сэкономить на декорациях. / Павел Бедняков/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Об этом говорили на прошедшем в самом западном регионе страны форуме регионального кинематографа "Новый вектор". Интересно, что на поддержку студий в субъектах нашей страны за минувший год потратили 103 миллиона рублей, однако практически половину от этой суммы забрала Республика Башкортостан. Этот пример показательный не только для СЗФО, но и в целом для страны.

- Сегодня важно делать акцент на местном сценарном материале, драматургии, мифологии. Целевой аудиторией таких проектов являются, конечно, жители регионов. Однако это вовсе не означает, что нужно зацикливаться на региональном прокате, - отметил руководитель форума Дмитрий Якунин.

Эту мысль подтверждают стримминговые платформы. Так, генеральный продюсер отечественного онлайн-кинотеатра Okko Гавриил Гордеев рассказал, что культурное, географическое и этническое многообразие России позволяет создавать совершенно разные фильмы, интересные широкому кругу зрителей. При этом неизбитые локации, как правило, положительно сказываются на просмотрах и вносят определенный колорит в киноленту.

- Пора уходить от разделения на региональное и федеральное кино. Локации и кинокомиссии в субъектах существуют не для того, чтобы выпускать готовый продукт исключительно на местном рынке. Наша основная задача - использовать природные богатства страны, чтобы снимать большое и качественное федеральное кино, - заключил эксперт.

Развитие гостиничного бизнеса повысит интерес к архитектурным памятникам

В качестве последних успешных кинолент, которые снимали в Калининградской области, можно привести сериалы "Чайки" и "Васнецова". Первый рассказывает о спортивной и личной судьбе волейболисток, второй является комедийным детективом с легким налетом знаменитой "Каменской". Истории не блещут оригинальностью, но именно узкие калининградские дороги с аллеями, побережье Куршской косы и небольшие поселки на востоке региона с еще немецкой архитектурой сделали картинку на экране необычной и привлекательной. Для избалованного зрителя последнее особенно важно.

Впрочем, несмотря на привлекательность системы рибейтов для киноиндустрии, проблем в регионах по-прежнему хватает. Так, например, кинокомиссии, работающие на местах, испытывают трудности при решении целого ряда организационных вопросов. Связаны они с отсутствием единой законодательной базы, а также с недостаточным взаимодействием между студиями.

- Порой возникают совершенно банальные вопросы: как грамотно организовать перекрытие дорог на время съемок, каким критериям должны соответствовать сотрудники, стоит ли продолжать их обучение после завершения проекта и многое другое. К решению проблем нужно подходить точечно, для этого у регионов часто не хватает опыта, - прокомментировала директор АНО "Фестивальная дирекция" Ольга Акопова. - Мы рассматривали несколько вариантов, как можно усилить кинокомиссию в Калининграде. Однако самым важным элементом остаются, конечно, кадры. Можно бесконечно увеличивать объемы финансирования, но без наличия второго состава на местах продюсеру будет сложно понять, в чем смысл такого "переезда"? Красивой локации в данном случае недостаточно.

Сегодня практически весь второй состав на съемки в регионы привозят из Москвы и Санкт-Петербурга, что негативно влияет на бюджеты. Причем люди, желающие работать в индустрии, есть - не хватает образовательных программ.

- У региональных актеров часто нет понимания, как играть в кино, даже если в дипломе у них есть соответствующая запись. Артисты не знают, что такое киновизитка, как записываются самопробы, а ведь это базис профессии, - отметила глава гильдии кастинг-директоров Маргарита Ленских. - Во многом это вина специалистов, которые отбирают актеров на местах. Им банально не хватает опыта. Зачастую нет в субъектах и своих агентств, представляющих интересы артистов.

Пора уходить от разделения на региональное и федеральное кино

По этой причине уже в следующем году в СЗФО откроется мастерская для работы с молодыми специалистами по проекту Фонда поддержки регионального кино. Подготовку начнут с основ, поскольку многие кинематографисты не различают синопсис и, например, режиссерскую экспликацию. Затронут в программе обучения и более сложные производственные вопросы. Такой процесс, убеждены эксперты, позволит избежать ненужных заминок на местах при организации съемок.

Частично кадры уже готовят в Калининградской области. В российском эксклаве с 2022 года можно получить профессию локейшн-менеджера - это человек, подыскивающий подходящие места для съемок. Также здесь выпускают специалистов режиссерской группы и осветителей.

Еще одна задача, стоящая перед регионами, - продвижение своего кино. В особенности это касается стримминговых сервисов, которые становятся все более популярными. Сегодня команды и сценаристы идут от обратного: они пытаются заинтересовать продакшн-сценарием и идее, получают отказ и только после этого идут на онлайн-платформы. Такой подход, по мнению представителей индустрии, устарел. Региональные кинокомиссии, по сути, должны выступать продюсерами и быть гарантом качественного продукта. У многих такой подход вызывает, к сожалению, страх. И над этим еще нужно работать.

СЗФО Экономика