06.08.2024 08:01
Авто

Как в Екатеринбурге проходят рейды ГИБДД по соблюдению ПДД самокатчиками

Текст:  Ольга Медведева
Российская газета - Федеральный выпуск: №185 (9427)
Во время семимесячного, с конца марта по конец октября, самокатного сезона на Урале работают три кикшеринговые компании, в их парках в общей сложности около 13 тысяч электросамокатов - вдвое больше, чем было год назад. Сотрудники госавтоинспекции еженедельно устраивают рейды по проверке соблюдения ПДД самокатчиками и велосипедистами. На одном таком побывали корреспонденты "РГ".
Читать на сайте RG.RU
Рейды ГИБДД по соблюдению ПДД самокатчиками в Екатеринбурге

Неужели время "дикого" кикшеринга уходит в прошлое? Такая мысль появляется, когда идешь по центру Екатеринбурга рано утром, и тебя обгоняют люди на самокатах. После того, как на самых загруженных улицах скорость СИМ стали автоматически снижать до 10 или 15 километров в час, пешеходы там и правда вздохнули с облегчением. Но стоит выйти из "медленной" зоны, как снова вокруг носятся живые двухколесные снаряды. Представители ГИБДД вместе с сотрудниками кикшеринговых компаний устроили засаду в самом центре города, где лихачить не получится. Полицейские не прячутся, но самокатчики едут по своим делам, не обращая на них внимания. Девушка проезжает через дорогу на фиолетовом самокате прямо в руки инспекторов. За ее ошибку - не спешилась на переходе - выписывают штраф 800 рублей. Она заплатит вдвое меньше, если уложится в 20-дневный срок. Нарушительница не спорит, берет квитанцию и, расстроенная, уходит пешком. Не проходит и трех минут, участники рейда замечают очередного отчаянного ездока, десятого за час. Тем временем в местных Telegram-каналах появляется новость: "Подросток на самокате сбил 5-летнего ребенка. Мальчик госпитализирован". Это произошло на улице, где жесткого ограничения скорости нет.

ГИБДД провела рейд по соблюдению ПДД самокатчиками в Екатеринбурге

"С начала года в Екатеринбурге произошло уже 117 ДТП с самокатами, 104 человека получили травмы, в том числе 23 ребенка - рассказывает начальник отделения пропаганды городской автоинспекции Екатерина Шестакова. - Основные нарушения - ездят вдвоем, не спешиваются при переходе проезжей части. Встречаются за рулем СИМ несовершеннолетние и люди в алкогольном опьянении".

У компаний, владеющих самокатами, свои системы наказания для тех, кто нарушает правила.

"Мы фотографируем человека, указывая место и время. Например, на этом снимке видно, что на самокате двое, видно номер самоката, - показывает свой планшет сотрудник кикшеринга Егор. - Отправляем данные на проверку в Москву. Если все подтвердится, владельцу аккаунта выпишут штраф или вовсе блокируют".

На москвича, расстрелявшего самокатчиков, завели уголовное дело

Парное катание обойдется беспечным ездокам в 3 тысячи рублей, а поездка "под мухой" может стоить и все 150 тысяч. Все три кикшеринга фиксируют нарушителей с помощью единого бота ассоциации операторов микромобильности.

Проходит пять, десять минут без единого нарушителя - все послушно слезают с подножек, едут по одному, и даже паренек, которого сначала приняли за школьника, оказался 18-летним студентом. Инспектор благодарит его за соблюдение правил. Если бы так было всегда - на улицах царили бы мир и покой! А еще лучше, если бы удалось развести потоки пешеходов и самокатчиков.

Больше трех месяцев в Екатеринбурге существует рабочая группа, в которой представители горадминистрации, кикшерингов, гоавтоинспекции и общественности пытаются выработать правила сосуществования бесколесных и двухколесных горожан. Именно там удалось договориться об ограничении скорости, обсуждается создание выделенной инфраструктуры.

Для самокатов не создана инфраструктура, и, как следствие, возникает комплекс правовых проблем

"При проектировании, строительстве и реконструкции улиц и дорог в обязательном порядке рассматривается возможность обустройства велодорожек или велопешеходных полос. Проблема-то возникает в основном в сложившейся застройке, где никаких реконструкций нет, - объясняет зампредседателя Комитета по транспорту администрации Екатеринбурга Сергей Яскевич. - Во многих местах тротуары узкие, выделять полосы невозможно. Там СИМ могут двигаться по тротуару, обязательно предоставляя преимущество пешеходам. К сожалению, все дело в низкой дисциплине этих участников дорожного движения".

По словам Яскевича, в Екатеринбурге следят за московским экспериментом, где нарушения самокатчиков фиксируют с помощью камер. Но прямо сейчас повторить его на Урале нельзя в первую очередь по техническим причинам.

/ Татьяна Андреева
Комментарий

Алексей Кофман, урбанист:

Если посмотреть на проблемные точки города, это вообще не самокаты. Скорее пробки и экология, с которыми СИМ как раз могут помочь справиться. Да и с точки зрения безопасности, ДТП с автомобилями в разы больше, и последствия у них тяжелее.

Кикшеринговые компании начали штрафовать недобросовестных самокатчиков

Когда появились трамваи, люди тоже ругались: занимают место, бренчат, могут задавить прохожего. Основная проблема самоката в том, что этот транспорт непривычный и для него нет инфраструктуры. Но раз при таких высоких ценах СИМ настолько популярны, значит, они полезны.

Администрация Екатеринбурга города заняла взвешенную позицию: не запрещать, а упорядочивать, ввести договоренности. Ограничение скорости в критических местах обоснованно, но я бы предложил вводить его более мягко. Если хорошая погода, вечер выходного, праздник - ясно, что на улице будет толпа. Именно в это время в местах скопления людей нужно вводить "умные" ограничения. В прохладные дни на тротуарах вообще никого нет, все бегут на общественный транспорт. Если, как предлагают, повсеместно установить скорость в 10 км в час, мобильный транспорт просто потеряет смысл, люди перестанут им пользоваться.

Городская среда должна меняться вместе с изменениями в привычках людей. Уже четыре года у нас работает кикшеринг, с каждым годом все больше велосипедистов, а мы при ремонте дорог и тротуаров просто меняем бордюры и покрытие - вместо того, чтобы в обязательном порядке закладывать велодорожки и велополосы. В Москве, в Казани находят возможность развести потоки пешеходов и велосипедистов с самокатчиками. У нас дорожки закладывают только в новых районах, а выделенных велополос на дорогах нет вообще.

Правила для электросамокатчиков

Дети до 14 лет могут передвигаться на СИМ по тротуарам, пешеходным и велодорожкам.

Старше 14 лет - только по велодорожкам. Но при условии, что вес такого устройства не превышает 35 кг. При этом скорость передвижения устройств будет ограничена: не более 25 км/ч.

Если велодорожек нет, то передвигаться можно и по тротуарам. Но только с пешеходной скоростью. И приоритет на тротуарах и в пешеходных зонах будут иметь именно пешеходы.

При отсутствии велодорожек и тротуаров электросамокаты могут двигаться по обочинам. Также разрешено движение по краю проезжей части. Но только для тех устройств, на которых есть нормальные тормоза, задний красный фонарь и передняя фара. И тут вес устройства не ограничен. Но ехать они могут только по краю той дороги, где скорость движения ограничена 60 км/ч и разрешено движение велосипедов.

При движении по пешеходному переходу водитель СИМ должен спешиться.

Запрещено передвижение на одном электросамокате вдвоем.

Подготовил Владимир Баршев

Дептранс Москвы назвал количество штрафов, полученных самокатчиками
ПДД Охрана порядка Екатеринбург