После резкого роста в 2019-2021 годах масштабы голода в мире оставались практически неизменными в течение трех лет подряд: в 2019 году от голода страдали 7,5% мирового населения, а в 2023 году - 9,1%. Это от 713 до 757 млн человек, примерно на 152 млн человек больше, чем в 2019 году. Африка опережает остальные регионы мира по доле населения, сталкивающейся с голодом.
По прогнозам, в конце десятилетия от хронического недоедания будут страдать 582 млн человек. Достичь к 2030 году цели по ликвидации голода будет крайне сложно, делают вывод авторы доклада.
Но голод не единственная проблема: распространенность умеренного или острого отсутствия продовольственной безопасности в мире, как и ранее, превышает уровень, предшествовавший пандемии COVID-19, причем за четыре года ситуация практически не изменилась. По оценкам ООН, в прошлом году с проблемой умеренного или острого отсутствия продовольственной безопасности (то есть отсутствия регулярного доступа к достаточному питанию) столкнулось около 28,9% населения планеты - это 2,33 млрд человек.
При этом за последние 20 лет распространенность истощения и недостаточного веса снизилась, а распространенность ожирения существенно выросла, что тоже говорит о неполноценном питании. К 2030 году в мире будет насчитываться более 1,2 млрд взрослых людей, страдающих ожирением.
Отсутствие продовольственной безопасности и неполноценное питание усугубляются под воздействием целого ряда факторов, включая сохраняющуюся инфляцию продовольственных цен, которая продолжает сводить на нет экономические достижения большого количества людей во многих странах. Все чаще и сильнее ощущается воздействие конфликтов, последствий изменения климата и экономических спадов. Сочетаясь с такими исходными факторами, как экономическая недоступность здорового питания, нездоровая продовольственная среда и сохраняющееся неравенство, эти проблемы возникают одновременно и взаимно усиливают свое негативное воздействие.
Для улучшения положения дел нужны гораздо более существенные инвестиции, считают в ООН. "Для устойчивого производства полезных и безопасных пищевых продуктов необходимы значительные инвестиции, но они гораздо меньше тех издержек, которые понесут экономика и общество, если мы ничего не предпримем", - считает генеральный директор Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Тедрос Адханом Гебрейесус.
Директор Центра международного агробизнеса и продовольственной безопасности РАНХиГС Анатолий Тихонов уверен, что ликвидировать голод в мире к 2030 году, как изначально планировали в ООН, уже не получится. В среднесрочной перспективе предпосылок для этого нет.
Сначала этому помешала пандемия: нарушение каналов поставок, закрытие границ, выкачивание продовольствия одними странами для создания подушек безопасности - все это привело, во-первых, к резкому росту цен, а во-вторых, его стало меньше на рынке, поясняет эксперт.
А дальше начались санкционные войны, связанные с СВО. Поскольку Россия поставляет на мировой рынок около 25% пшеницы и примерно столько же минеральных удобрений, ограничения в отношении поставок российского продовольствия (пусть не явные, но скрытые) тоже повлияли на доступность продовольствия в нуждающихся странах.
При этом военных конфликтов в мире становится все больше, что тоже усугубляет проблему.
Не влияет положительно и политика мировых ведущих держав, которые должны быть лидерами в решении этого вопроса. В пример Тихонов приводит недавний скандал, связанный с ограничением доступа российских компаний к тендерам на поставку продовольствия для Всемирной продовольственной программы ООН. Это гуманитарная программа - продовольствие закупается и передается нуждающимся странам. Доля России в этих поставках оценивается в 20%. Страна поставляла недорогие муку, подсолнечное масло, горох. При этом Тихонов указывает на то, что самые большие взносы во Всемирную продовольственную программу делают США.
"Но поскольку это добровольное участие, они поставили условие, что санкционные товары из России не должны участвовать в этой программе. Ну, это же глупость", - считает эксперт.
Все эти процессы в свою очередь влияют на продовольственную инфляцию. В последнее время наблюдается снижение цен на продовольствие в мире, но к ценам до периода пандемии они еще не вернулись.
Россия вносит свой вклад в решение проблемы голода. Мы участвуем во Всемирной продовольственной программе. Мы напрямую поставляем продовольствие наиболее нуждающимся странам Африки, Северной Африки, Ближнего Востока.
"Экспортный потенциал нашей страны позволяет решать многие вопросы. Но в одиночку решить проблему мирового голода, недоедания, продовольственной безопасности невозможно", - уверен эксперт.