Как следует из материалов исследования Авито, с которыми ознакомилась "РГ", продажи устройств для умного дома за год выросли на 17%, причем на вторичном рынке их покупали чаще на 10%, а новые - на 23%. В топе по доле продаж - роботы-пылесосы (46%), умные колонки (36%) и системы умного дома (9%).
Самые популярные представители умного дома - роботы-пылесосы. За год продажи роботов-пылесосов выросли на 7%. Средняя цена в первом полугодии 2024 года составила 5 500 рублей в ресейле и 21 600 рублей в новом состоянии.
Значительнее всего выросли продажи умных колонок - на 47%. Сегодня умные колонки могут не только управлять музыкой но и зачитывать прогноз погоды, новости и ответы на запросы в интернете. Также с их помощью можно управлять всем умным домом - включать пылесос, кипятить чайник, регулировать интенсивность света, открывать и закрывать шторы и многое другое. Продажи умных колонок за год выросли на 47%. В среднем такое устройство сейчас стоит 9 000 рублей при покупке "с рук" и 11 000 рублей за новое.
Третье место по доле продаж, по данным Авито, занимает сама система умного дома (9%). Обычно она представляет собой комплект различных устройств и датчиков - например, умные розетки, лампы, электропривод для штор и электронный замок, а также датчики температуры, света, движения, дыма, протечки и прочие. Продажи таких систем выросли на 2% год к году. В среднем они стоят 3 700 рублей в ресейле и 6 500 рублей в новом состоянии.
Затем следуют умные лампы - на них приходится 8% продаж. Их можно настраивать по времени работы, по интенсивности и температуре освещения, а также по цвету. Средняя цена одной лампочки - 2 900 рублей на вторичном рынке и 3 600 рублей за новую.
Завершают ТОП-5 различные отдельные датчики с долей в 1%. Их продажи за год выросли на 4%. Они могу стоить по-разному в зависимости от типа. Так, умный датчик дыма можно купить за 299 рублей, а датчик протечки - за 389 рублей. А вот датчик качества воздуха, может стоить 4 000 рублей и дороже. За последний год цены на все датчики в среднем снизились на 13%.
В МТС согласны с оценкой тенденции на рынке. "Продажи товаров для умного дома в розничной сети МТС с января по июль 2024 года выросли на 10% в штуках и на 47% в деньгах по сравнению с тем же периодом прошлого года", - сообщили в пресс-службе.
Там отметили, что самым высоким спросом пользуются датчики движения, IP-камеры, умные колонки, лампы и розетки.
В "М.Видео-Эльдорадо" обращают внимание на мощный рост спроса на умные колонки. За 6 месяцев рост продаж составил +69% в денежном и +44% в количественном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего за первое полугодие 2024 года россияне купили 2,2 млн умных колонок на общую сумму 20 млрд рублей. Средняя цена за умную колонку в России составила 8,9 тыс. рублей.
"Умные колонки пользуются большой популярностью среди россиян. Этому способствует активное развитие голосовых ассистентов такими компаниям как "Яндекс", "Сбер" и VK. Разработчики постоянно совершенствуют языковые модели, и сегодня такая колонка - это не просто гаджет для развлечений, а персональный цифровой помощник и ассистент. Например, с ее помощью можно включать и выключать свет в умном доме, опускать жалюзи и т.д. Кроме того, современные голосовые ассистенты способны поддержать беседу с человеком и отлично запоминают контекст разговора. Также цифровые помощники отлично справляются с ролью няни для ребенка - они могут ответить на запросы детей или рассказать им сказку. Все эти факторы позитивно влияют на российский рынок гаджетов", - говорит руководитель департамента "Телеком и Гаджеты" Группы М.Видео-Эльдорадо Екатерина Иксанова
Эксперты отмечают, что проникновение систем умный дом в повседневную жизнь позволяет сохранять ее высокий темп без потери человеческого ресурса - как искусственный интеллект все больше забирает на себя рутинные задачи во всех сферах, так и управление домом с помощью голосовых, виртуальных помощников и мобильных приложений наполняет жизнь новым качеством.
"Мы предполагаем, что развитие этой категории товаров продолжится, тем более, что рынок предлагаем огромный ассортимент товаров на любой вкус, предпочтения и возможности по цене", - поясняют в "М.Видео-Эльдорадо".
По экспертной оценке группы "М.Видео-Эльдорадо" продажи умных устройств (за исключением умных бытовых приборов (пылесосов, чайников и т.д) в 2024 году вырастут на 20% год к году и составят не менее 3,6 млн штук. Самыми быстрорастущими категориями в первом квартале 2024 ода стали: датчики безопасности ― +220%, умные светодиодные ленты ― +1000%, умные замки ― +60%, умные светильники ― +83%. Наибольшее предпочтение покупатели отдают таким брендам, как: Яндекс, Сбер, Hiper, SLS TP-link, Ezviz.