За что мы платим?
Мусорные пакеты с горкой заполняют контейнеры на площадке, часть отходов разбросана по тротуару, запах и плотные рои жужжащих насекомых отпугивают даже бездомных псов, а жители близлежащих домов рассказывают друг другу о нашествии грызунов. Самые жаркие месяцы в Белгороде и его пригородах ознаменовались неприятным коммунальным коллапсом: в некоторых пригородных микрорайонах мусор оставался на площадке больше недели. Но даже если горы отходов и уменьшались, то хотя бы иногда наблюдать пустые контейнеры не представлялось возможным. Белгородцы начали справедливо возмущаться: тариф на обращение с отходами никто не снижает, но услугу оказывать не спешат. Ситуация перестала быть контролируемой со стороны профильного оператора, однако вызывала все большее негодование со стороны белгородцев.
Так, люди писали о неприятном мусорном соседстве не только в районах с контейнерными площадками, но и там, где пакеты с мусором выставляют за ворота частных усадеб. На одной из оживленных улиц Белгорода в 40-градусную жару не только местные жители, но и ехавшие по направлению из Шебекино водители вынуждены были неприятно удивляться и закрывать окна: зловонные пакеты могли источать жуткий смрад с раннего утра и до вечера.
"Кто-нибудь будет соблюдать график вывоза отходов?", "За что мы платим такие деньги? С семьи больше 500 рублей в месяц, а мусор не вывозится"… Возмущению белгородцев - в том числе и в социальных сетях - не было предела.
Более того, жители одного из поселков заметили, что вывозом отходов занимается муниципальная служба. Обычно в ее зоне ответственности - сбор опиленных веток деревьев и кустарников и подобных им отходов, но уж точно не так называемых ТКО.
"Получается, деньги мы перечисляем регоператору, а муниципальный бюджет должен еще и налоги тратить?" - вопрошали в социальных сетях не лишенные логического подхода к проблеме белгородцы. Волна негатива заставила вынести мусорный вопрос на оперативное совещание регионального правительства.
Мусоровоз не едет
Там министр жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области Алексей Ботвиньев помимо статистических данных о жалобах - отработанных и нет - назвал главную причину происшедшего коллапса. В сложной цепочке обращения с отходами сбой случился из-за проблем перевозчика: техника транспортной компании, которая должна обеспечивать непрерывный процесс перевозки коммунальных отходов от площадок к сортировочным мощностям и полигонам, в значительной степени вышла из строя.
Глава региона Вячеслав Гладков отметил, что в рейсы не вышло почти 50 мусороперевозочных машин.
- В ремонте находится 46 единиц мусороуборочного транспорта. Это много. Понимаю, что техника не может не ломаться, но даже сокращение этого показателя хотя бы в два раза может существенно помочь в решении вопроса, - сказал он.
Впрочем, проблема перевозчика - компании "Еврологистик" - с техникой, от которой зависит работа всей системы, далеко не нова. Совсем недавно - в начале лета - правительство области выделило региональному оператору 12 миллионов рублей как раз на ремонт мусоровозов.
Тогда курирующий ЖКХ заместитель губернатора Сергей Довгалюк акцентировал внимание на том, что средства будут направлены участнику рынка, однако далеко не безвозмездно. Со временем компания должна будет вернуть их. Вячеслав Гладков тогда еще отметил, что чиновники не могли допустить, чтобы "область заросла мусором".
- Мы понимаем, какая температура на улице и что наличие большого количества мусора привело бы к проблемам. Что нужно? Нужно собрать все затраты, которые были произведены, и выставить их "Еврологистику", - отметил он. - Никто не собирается дарить ресурсы частной компании.
Вышли в рейс
Насколько повлияли на ситуацию выделенные из бюджета финансы, горожане вряд ли заметили. Алексей Ботвиньев отметил, что постепенно в рейсы стали выходить необходимые региону машины - сначала семь, потом девять. Ожидаемо, что активнее всего они начали работать в областном центре. Тогда до главного праздника - Дня освобождения города - оставалось совсем немного времени, и, конечно, чиновники понимали: оставить город к памятной дате в таком жутком состоянии просто не представляется возможным.
Однако несмотря на активизацию техники перевозчика в городе в пригородах этого тренда не заметили.
- Дополнительную технику, которая высвобождается в Белгороде, будем направлять в район, - объяснил министр принцип работы. - Сейчас вывоз мусора идет без снижения темпов.
Кроме того, чиновникам пришлось прибегнуть к заключению дополнительных контрактов. Компания-перевозчик "Экотранс", которая ранее эффективно обслуживала значительную часть рынка обращения с отходами и потеряла ее после многоступенчатых и неоднозначных реформ, теперь привлечена к обслуживанию белгородцев. До десятка ее мусоровозов вышли в рейс и позволили разгрузить напряженные участки.
- Мы берем обязательства перед людьми, и я понимаю, что те действия, которые сейчас предпринимаются, результат дадут. График вывоза мусора должен соблюдаться, - подытожил глава региона.
А как у соседей?
С активным потоком жалоб столкнулись нынешним летом и в Липецкой области. Особенно болезненно ситуацию с невывозом мусора восприняли в древнем Ельце, где чистота во всех ее смыслах - неотъемлемая часть жизненного уклада.
Как отметил глава региона Игорь Артамонов, причиной сложившейся ситуации стали проблемы не только с техникой, но и с контейнерами.
- Отработали вопрос с регоператором. Компания привлекла дополнительную технику и наняла больше водителей, начали работать сверхурочно. Тербунскому району и Воловскому округу с техникой помогает областная коммунальная компания, - отметил он.
Помимо этого для муниципалитетов закпаются дополнительные контейнеры для районов: порядка 400 штук уже поступило в регион, еще более 50 намерены приобрести до конца года.