Его совместными усилиями подготовили Общественный совет при Минтрансе РФ и Высшая школа экономики. Помимо данных собственно об аварийности в документе учитывался уровень финансирования дорожной инфраструктуры, количество камер и автомобилей, другие показатели. При расчете индекса были использованы данные Росстата, МВД и ГИБДД. Три федеральных субъекта - Москву, Петербург и Севастополь - рейтинг не учитывал из-за слишком высокой плотности движения. По специфическим причинам в него не вошли также Чукотка, НАО и новые регионы. В итоге наиболее безопасными субъектами с точки зрения дорожного движения названы Чечня, Коми, Калининградская область, ЯНАО и Томская область. В аутсайдерах - Калмыкия, Тыва, Забайкальский край, Ингушетия, Иркутская область. Как в регионах отреагировали на этот рейтинг - передают собкоры "РГ".
Чечня: всё не так однозначно
Чеченская республика возглавила рейтинг регионов по уровню безопасности дорожного движения и получила категорию "передовой" с рекордным коэффициентом 0,71. Здесь оказалось меньше всего погибших в ДТП на каждые 100 тысяч человек населения и на каждые 10 тысяч автомобилей. Кроме того, в Чечне почти 150 дорожных камер, а водители получают в среднем меньше одного штрафа в год за превышение скорости.
Однако при этом, по официальным данным ГИБДД, в Чечне на одну тысячу ДТП приходится 388 погибших. Больше этот показатель только в федеральной территории Сириус, но там происшествия на дорогах исчисляются в единицах - всего произошло 4 ДТП, в которых погибли два человека.
В Чеченской республике за первые шесть месяцев этого года зарегистрировали 49 дорожных аварий с 19 погибшими и 60 пострадавшими. Такие цифры могут означать, что регистрируются только серьезные аварии. При этом уровень автомобилизации в республике невысокий - всего 200 автомобилей на 1000 жителей, а средние показатели по России превышают 320 машин на ту же тысячу населения.
Как подтвердил корреспонденту "РГ" житель Грозного с 15-летним водительским стажем по имени Захид (фамилию мужчина попросил не называть), мелкие ДТП в регионе регистрируют редко. После такой аварии чаще всего либо тет-а-тет договариваются о возмещении ущерба, либо вообще расходятся по обоюдному согласию совершенно мирно. Мало кто требует ремонта из-за небольшой царапины. И тем не менее ситуацию выправляет общественная дисциплина и местные нравы.
- Нормы правил у нас действуют даже строже, чем они предписаны законом. Например, это касается тонировки стекол. У местных жителей машину "расклеивают" на месте остановки сразу, никто даже не станет препираться. Приезжих из других регионов это обычно не касается. Нетрезвых водителей у нас вообще невозможно встретить, все знают, что это серьезнейший проступок, - пояснил Захид.
Грозненец также подчеркнул, что местные полицейские никогда не возьмут взятку, даже если это некая благодарность за помощь. Сотрудника правоохранительных органов здесь за такое сразу уволят с позором.
Так что хотя первое место в рейтинге и не столь однозначно, ему можно верить или нет, однако надо учитывать, что еще 20 лет назад в Чечне дорожная инфраструктура вообще отсутствовала как таковая. Инновационные проекты, которые реализуются на данный момент в республике, сделали свое дело, и вот результат, - отметили в УГИБДД по Чечне.
Калининград: спасибо нацпроекту
Калининградская область в рейтинге заняла третье призовое место. В региональном министерстве развития инфраструктуры подтвердили тенденцию к снижению числа погибших в ДТП (это один из главных показателей рейтинга): если в 2022 году такие трагедии унесли жизнь 80 человек, то в 2023-м - 71, на 11,3 процента меньше. Этот результат связывают не в последнюю очередь с хорошим состоянием трасс, их масштабный ремонт идет в самом западном регионе уже не первый год.
Только по нацпроекту "Безопасные качественные дороги" в прошлом году на мероприятия по безопасности дорожного движения было выделено около 400 миллионов рублей, в итоге отремонтировано более 220 километров дорог и около 600 погонных метров мостов, в десятках населенных пунктов появилось дорожное освещение, светофоры, освещенные пешеходные переходы, барьерные ограждения, сигнальные столбики. Нанесено более 16 тысяч погонных метров дорожной разметки, установлено около двух тысяч дорожных знаков, уложено 60 искусственных дорожных неровностей. На придорожных деревьях установили более пяти тысяч металлических планок со световозвращающей поверхностью.
Эта работа продолжается - в 2024 году в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги" будет отремонтировано около 300 километров дорог и порядка 600 погонных метров мостов.
Именно благодаря этому проекту в регионе повысился уровень безопасности, считают в министерстве развития инфраструктуры, скромно умолчав о своей собственной роли: все-таки нацпроект везде, а Калининград - в тройке лидеров.
Калмыкия: рейтинг нам в помощь
Министр по строительству, транспорту и дорожному хозяйству республики Калмыкия Алексей Соколов на последнее место в рейтинге отреагировал хладнокровно.
- Рейтинг безопасности дорожного движения - важный инструмент для оценки текущей ситуации. Он позволит выявить слабые места и проблемные участки на дорогах, - с буддийским спокойствием продекларировал министр вечные истины.
Может, и не зря он так спокоен. Потому что даже из личного опыта корреспондента "РГ" дороги в Калмыкии в последние годы стали заметно лучше, особенно на подъезде к Элисте. Еще лет пять назад на трассе по маршруту Астрахань - Элиста было много ям, а найти ровный участок, без рытвин было почти невозможно. Сейчас ситуация явно изменилась. Однако основательного ремонта требует трасса, граничащая со Ставропольским краем, где еще есть сложные участки с плохим асфальтовым покрытием.
В прокуратуре республики сообщили, что по итогам первого полугодия зафиксировано 226 нарушений в сфере законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. Проще говоря, это состояние дорожного полотна, различные дефекты - просадки, выбоины, торчащие крышки люков, особенно вблизи школ, детских садов и прочих соцучреждений, отсутствие искусственного освещения на пешеходных переходах, горизонтальной разметки дорожных знаков и так далее.
Кстати, в прошлом году за этот же период подобных нарушений было существенно меньше - 163. По словам властей, в этом году в Калмыкии исправят ситуацию: будут приведены в порядок 117 километров автодорог с использованием современных технологий и материалов.
- В том числе отремонтируем Кировский мост в Элисте - южные ворота города, принимающие большой грузопоток. Среди основных проектов - расширение автодороги Р-22 "Каспий" с разделением потоков встречного движения и увеличением количества полос до четырех. Это повысит безопасность и снизит количество аварий, - пояснили в министерстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия.
Владимир Баршев, автоэксперт, обозреватель "РГ":
- Представленный рейтинг оставляет много вопросов. Это не просто статистика ГИДДД по ДТП. Расчет в нем производился по показателям социального риска (количество ДТП на 100 тыс. населения), транспортного риска (количество ДТП на 10 тыс. транспортных средств) и тяжести ДТП (отношение количества погибших к количеству пострадавших, умноженное на 100). Но еще есть дорожный риск, который этот рейтинг не учитывает, - это число погибших на 100 километров протяженности дорог. И вот по этому параметру, согласно официальным данным МВД, Чечня находится вовсе не на первом месте.
Дело в том, что если сравнивать Чечню, например, с Подмосковьем, то количество дорог и транспорта там небольшое. Лидеры по протяженности дорог в нашей стране - Алтайский край, Башкортостан и Московская область. А та же самая Чеченская республика или Дагестан, который у нас вообще-то один из самых аварийных субъектов, это географически тупиковые регионы. В северокавказских республиках транзит небольшой, в Чечне его вообще нет. А через Московскую область ежедневно проезжает до пяти миллионов автомобилей. И подобная ситуация во всех проездных регионах страны, только цифры поменьше будут. Очевидно, что эти субъекты имеют повышенные транспортные риски.
Если мы хотим видеть объективную картину, то нужно учитывать не только протяженность дорог, но также их классификацию: местные, муниципальные или федеральные. Потому что именно на федеральных трассах происходит наибольшее количество ДТП со смертельным исходом: в пределах городов это составляет 33 процента, а за городской чертой - свыше 50 процентов от числа всех таких аварий. То есть, по сути, они самые опасные. Та же Московская область просто перенасыщена такими дорогами. Но эти факторы данный рейтинг не учитывает, а зря.