Пьеса написана примерно в 1618 году. Режиссер Екатерина Королева ("Собака на сене" - ее первая постановка на петербургской сцене) перенесла действие в современность. Зрители принимают этот ход на ура: и молодежь, и средний возраст, и те, кому за 50-60. Весь спектакль артисты буквально купаются в аплодисментах, смех не умолкает.
В пьесе так: молодая и богатая вдова, графиня де Бельфлор, узнает, что ее секретарь Теодоро влюблен в камеристку Марселу и они хотят пожениться. Ревность и зависть захлестывают Диану. "Чужим добром нетрудно соблазниться". Хотя ее любви добивается маркиз Рикардо. Но ей подавай Теодоро. Вот если бы только он был знатного рода…
Собака на сене - это Диана. "Ни ей не сытно, ни другим". Это ей говорит Теодоро:
- Собака, что лежит на сене.
- То вы ревнуете, вам больно,
- Чтоб я женился на Марселе;
- А чуть ее для вас я брошу,
- Вы снова мучите меня
- И пробуждаете от грезы.
- Иль дайте есть, иль ешьте сами.
Пьеса в стихах. Текст в переводе Михаила Лозинского здесь сохранен. Как стихотворным текстом не отпугнуть нынешнюю публику? Ведь не говорят так сегодня: "О, как мне этот миг тяжел!", "Но я избрал спасительный исход", "Простись с надеждой невозвратной", "Ведь это был бы срам навек/ И умаленье вашей чести".
Многие помнят, любят фильм Яна Фрида 1977 года - с Маргаритой Тереховой (Диана), Михаилом Боярским (Теодоро). Там маркиз Рикардо (его играл Николай Караченцов), давний воздыхатель Дианы, пел ей серенаду: "Венец творенья, дивная Диана!" Здесь звучат песни Юрия Антонова, группы "АукцЫон". Современные интерьеры, костюмы - деловые офисные, спортивные. Марсела, например - в шортах и красных колготках, в бейсболке.
Диана - бизнесвумен, руководит парфюмерной компанией, женщина-босс. Сильная, деловая, целеустремленная, амбициозная. В брючном костюме, на шпильках, курит вейп, носит стильные очки. (Это в первом действии, а потом появится в шортах и рубашке). Теодоро - правая рука Дианы, ее помощник. Марсела - не секретарша, а сестра Дианы, и тоже работает в компании.
После спектакля актрисы Дарья Румянцева и Анна Мигицко рассказали "РГ", какими интересными были репетиции как занимались поиском современного звучания пьесы. Актуальна ли сегодня история "собаки на сене"?
Наверняка, зрители будут сравнивать спектакль с фильмом Яна Фрида и вашу Диану с Дианой Маргариты Тереховой. Что вы думаете об этом?
Дарья Румянцева: Я, например, не видела прежде знаменитый советский фильм "Собака на сене". Посмотрела за два дня до нашей премьеры. Дело не в том, что зрители будут сравнивать спектакль с фильмом. Я боялась другого - что не удастся сохранить легкость из-за предпремьерной усталости и все, над чем мы работали в течение месяца, азарт, хулиганство и трепетное отношение друг к другу. Но все сложилось.
Я долго ничего нового не репетировала - после того, как закончила службу в Малом драматическом театре, ушла в разные эксперименты (очень устала, мне нужно было "подышать", подумать). Решила: если браться за новую роль - то трагикомическую, интересную, "взрослую". И тут случай. Мы сыграли в "Приюте комедианта" спектакль Александра Баргмана "Время и семья Конвей", его увидела московский режиссер Екатерина Королева и сказала мне: "Даша, вы - моя Диана. У меня будет интересное прочтение". Меня очень тронула ее вера в меня. И были раздумья, разговоры с режиссером и с Виктором Михайловичем Минковым (директор - художественный руководитель театра - прим. "РГ").
А потом начались репетиции. Могу признаться, что это один из самых счастливых периодов моей жизни. Я никогда столько не смеялась! Казалось, что мы никогда не будем серьезными…
Лопе де Вега - величайший автор, какая кардиограмма чувств! Я так рада, что у меня сейчас есть возможность испытывать все это на сцене! Эта свободная форма дает артисту возможность проявить себя и взаимодействовать с партнерами, со зрителями. И нет "четвертой стены"…
Мне нравится художественное решение спектакля. Все здесь ярко. В этом есть страсть. В аромате любви, парфюмерной истории. И замечательный художник по свету у нас - Дмитрий Викулов.
История Дианы сегодня актуальна?
Дарья Румянцева: А разве нет? Какой выбор сделать молодой женщине? Любовь, семья - или работа, бизнес? Быть счастливой - или успешной, статусной? И надо ли делать выбор? Можно ли все это совместить? "Вмонтируется" ли любовь в бизнес? И моя Диана бросается в омут с головой… Открытый финал - и мне это нравится. Не важно, что будет дальше. Самое ценное - минуты любви. Не в величии наслаждение. Я и сама об этом вспомнила, и зрителям предлагаю задуматься.
Мы еще в самом начале пути. Получаем наслаждение от игры. От стихов. Когда нас захлестывают чувства, мы не можем говорить прозой - говорим стихами. Если не помогают и стихи - начинаем петь и танцевать.
Исполнительница роли Марселы - Анна Мигицко, актриса Театра имени Ленсовета.
Расскажите, как рождался спектакль, какими были репетиции.
Анна Мигицко: Репетиции были замечательными, в большое удовольствие. Мы много смеялись и делились друг с другом опытом - актерским, личным. У нас сложилась отличная команда, со своими кодами. Атмосфера в группе очень важна.
Екатерина Королева - опытный режиссер и опытная актриса, ее актерская природа, безусловно, помогает артистам. Чуткая, неугомонная. С большим азартом она занимается поиском новых форм, у нее горят глаза. У нас, артистов, тоже было много предложений, придумок. Мы долго занимались поиском современного звучания пьесы, ее актуальности. Будет ли понятен текст сегодняшнему зрителю, не слишком ли он старомоден? Мы постоянно спрашивали мысленно разрешения у Лопе де Веги, в каком направлении нам двигаться?
Мы все знаем сюжет любимого советского фильма "Собака на сене". Наша история звучит современно. Катя решила, что у Дианы будет парфюмерная фабрика. Всех нас заразила своим интересным решением и необычными задумками. Мы нашли такой ход: Диана и Марсела - сестры. Не госпожа и служанка. Известный конфликт между ними меняется, материал звучит по-другому. Наше прочтение раскрывает интересные, дополнительные нюансы. Мне кажется, что мы на верном пути.
А хотелось бы вам сыграть не Марселу, а Диану?
Анна Мигицко: Я всегда подхожу к любой роли с большой любовью. Я человек верный: дали мне Марселу - буду с ней до конца, буду любить ее и буду ей верна. Конечно, Диана - очень интересная роль, но мне кажется, что у нас в спектакле замечательное распределение ролей.
"Лопе де Вега поймет"
У Лопе де Веги "Собака на сене"- комедия, у вас жанр спектакля - трагикомедия.
Екатерина Королёва, режиссер: Всегда личная трагедия в итоге превращается в комедию. Одному больно, а все смеются. Мне кажется, что сейчас важнее рассмотреть личную трагедию каждого человека, чем стремиться к чистой комедии. Надеюсь, что Лопе де Вега поймет.
Зачем действие перенесено в наши дни?
Екатерина Королёва: У нас сохранен текст пьесы в прекрасном переводе Михаила Лозинского. Мы искали в тексте 17 века живую, настоящую и узнаваемую историю, и я предложила современные жизненные обстоятельства.
В данном случае расслоение общества, о котором идет речь в пьесе, удалось показать особенно очевидно. Сегодня у нас социальное разделение очень сильное, и отношения начальника с подчиненными нам всем более понятны, чем отношения графини и слуг.
Для меня Лопе де Вега стал открытием. Он очень современный автор. Гений. Жизнелюб. Как же он понимает женщин, с какой любовью выписаны женские образы! Говорю об этом, потому что главная героиня - Диана, и это ее история.
Как стихотворным текстом не отпугнуть нынешнюю публику?
Екатерина Королёва: Стихотворный текст настолько обаятелен и необходим в наших жестких реалиях. Это такое соединение как жесткое и мягкое, как сладкое и соленое.
В финале звучит песня группы "АукцЫон"…
Екатерина Королёва: Текст песни "Жизнь прекрасна" созвучен мне и моей "Собаке на сене", созвучен современному миру. Мне нравится эта форма обэриутов и тонкий юмор музыкантов "АукцЫона".
Следующие показы спектакля - 30 и 31 августа.
Р.S. Кстати, о названии театра: "Приют комедианта" официально стал Театром на Садовой.
Екатерина Королёва в 1994 году окончила режиссерский факультет Московского государственного института культуры, в 1998 году - актерский факультет ВТУ им. М.С. Щепкина.
Играла в МХТ им. А.П. Чехова, театре "Содружество актеров Таганки", Московском театре на Таганке. В качестве режиссера выпустила спектакли в Москве, Ногинске и Санкт-Петербурге.
В 2022 году создала независимый театральный проект "Сначала театр - театр с начала", в котором выступает в роли художественного руководителя и режиссера-постановщика. В 2023 году "Сначала театр" стал лауреатом Открытого российского фестиваля кино и театра "Амурская осень".