Отечественный рынок видеоконференцсвязи (ВКС) заметно вырос за последние несколько лет, а вместе с ним и количество пользователей в сервисах. Важным условием для распространения программ для онлайн-встреч и совещаний стала быстрая адаптация под запросы бизнеса. Перенос Телемоста на Goloom позволил не только повысить качество видеопотока, но и расширить функционал: теперь число участников встреч для пользователей Яндекс 360 для бизнеса увеличено более чем в 12 раз: с 40 до 500 спикеров. В сентябре их потенциальное число возрастет до одной тысячи, а смотреть прямые трансляции по-прежнему могут до 10 тысяч человек.
"Мы разработали собственную WebRTC-платформу Goloom, чтобы у Яндекса был единый стек технологий для работы с realtime-видео. Все преимущества платформы - например, более устойчивое соединение между устройствами и современный набор видеокодеков - после тестирования появятся и в других внутренних и внешних сервисах Яндекса", - комментирует руководитель разработки WebRTC Yandex Infrastructure Игорь Шеко.
На что еще способна собственная платформа
Увеличение числа спикеров ориентировано, в первую очередь, на представителей бизнеса. Хотя есть изменения, которые могут оценить и обычные пользователи. Так, переход на новую платформу позволил добавить возможность делиться экраном во время звонка в сверхвысоком разрешении 4К, а также улучшить шумоподавление. Кроме того, в сервисе теперь есть индикация говорящих участников - не нужно догадываться, кто выступает, и можно параллельно с просмотром экрана видеть самого спикера.
"Рынок ВКС-платформ показывает положительный рост аудитории год к году. Сейчас в Телемосте уже проводится более 100 тысяч видеовстреч ежедневно. Раньше в сервисе мы использовали внешнее опенсорс-решение, которое не позволяло вносить масштабные изменения в код Телемоста с достаточной скоростью. Переход на собственную платформу позволил решить эту задачу и, как следствие, реализовать новые продуктовые возможности для пользователей", - рассказывает технический директор Яндекс 360 Алексей Петроченко.
В Телемосте есть все самые необходимые функции для организации видеовстреч: чат участников, возможность для администраторов управлять камерами и микрофонами собеседников, опция записи встречи и сохранения файла, интеграция с календарем и другие. В планах Яндекс 360 - внедрение других настроек встречи (комнаты ожидания, новые функции для организаторов и соорганизаторов), возможность подключаться к встречам по протоколу SIP (Session Initiation Protocol) и другие.
Рынок ВКС в России
Сервисы по предоставлению услуг ВКС стали повсеместно популярны в период пандемии. Рынок возглавил Zoom, популярность которого остается высокой до сих пор. А вот использовавшийся прежде многими Skype сейчас проигрывает в конкурентной борьбе. Об этом свидетельствует свежее исследование ИАА TelecomDaily. В сравнении с прошлым годом сервис Microsoft Teams потерял в России 22% пользователей. В исследовании принимали участие граждане РФ, занимающие руководящие должности или владеющих бизнесом, которые активно применяют ВКС в работе.
Среди российских ВКС-сервисов лидерство по числу пользователей у Телемоста, он уступает лишь Skype и Zoom. На его долю приходится около 20% рынка. На данный момент восемь из 12 самых популярных решений по организации видеоконференцсвязи в России - отечественные.
По прогнозам аналитиков TelelcomDaily, выручка отечественного рынка ВКС по итогам 2024 года вырастет на 25% и достигнет 24,5 миллиарда рублей.