14.08.2024 18:30
Культура

Мариинский театр завершил 241-й сезон тетралогией Рихарда Вагнера

Текст:  Мария Бабалова
Российская газета - Федеральный выпуск: №181 (9423)
Традиционно мариинцы позднее всех своих коллег завершают сезон. А в этом году худрук театра Валерий Гергиев для финального аккорда выбрал грандиозную тетралогию Вагнера "Кольцо нибелунга", три из четырех опер которой длятся около пяти часов. Мариинский театр ценит масштаб и не без успеха стремится объять необъятное.
Исполнение тетралогии Вагнера целиком - это по-настоящему эксклюзивные события. / Наташа Разиноа / пресс-служба Мариинского театра
Читать на сайте RG.RU

Посему для начала интересно взглянуть на итоги мариинского сезона через призму статистики. Итак, за отчетный период выступления Мариинки театр посетило около 2 000 000 зрителей. А представлено почти полторы тысячи событий: 363 балетных спектакля, 495 оперных спектаклей и 454 концерта. И это речь только о восьми петербургских сценах Мариинки. Но как бы эффектно ни выглядели цифры, театр не завод, и творческие итоги важнее, ведь, как известно, количество не всегда все же переходит в качество. Если только о фактах, то театр показал восемь премьер: оперы "Демон" Рубинштейна, "Пуритане" Беллини, "Гугеноты" Мейербера, "Золушка" Россини, "Ариадна на Наксосе" Рихарда Штрауса, а также балеты "Анюта" на музыку Гаврилина в постановке Владимира Васильева, "Концертные танцы" на музыку Стравинского и "Коппелия" Делиба в постановке Александра Сергеева. Также состоялась премьера нового культурно-просветительского проекта для учащихся девятых классов "Театральный урок" - иммерсивно-образовательного действа для подростков.

Надо подчеркнуть, что появление в репертуаре театра "Пуритан" и "Гугенотов", а также исполнение тетралогии Вагнера целиком - это по-настоящему эксклюзивные события. Эти оперы настолько масштабны, дорогостоящи в постановке и сложны в исполнении, что даже самые главные театры планеты крайне редко отваживаются на такие премьеры. А Мариинский реализовал их на очень достойном уровне. Выход же в "Пуританах" в партии Эльвиры Альбины Шагимуратовой был феноменальным - такое исполнение становится в ряд лучших событий в контексте мировой истории оперного искусства.

Даже самые главные театры планеты редко отваживаются на такие премьеры

Мариинский театр по-прежнему увлечен разноформатными фестивалями, среди которых главный "Звезды белых ночей". А самым значимым форумом 241-го сезона стал проект "Гений места" - цикл музыкальных приношений великим русским композиторам. В этом сезоне Валерий Гергиев, артисты трупп Мариинского и Большого театров выступили на малых родинах Римского-Корсакова, Мусоргского, Чайковского, Глинки, Стравинского. В этом же сезоне впервые Московский Пасхальный фестиваль прошел при участии артистов Большого театра - симфоническую программу XXIII фестиваля вместе с Валерием Гергиевым представил Объединенный симфонический оркестр Мариинского и Большого театров. Эти фестивали, как и беспрецедентно объемные обменные гастроли между Мариинским и Большим театрами - два главных театра страны не выступали на сценах друг у друга два десятилетия. Зато во второй половине нынешнего сезона ездили по хрестоматийному маршруту Санкт-Петербург - Москва ежемесячно. И это, безусловно, самое яркое свидетельство самого громкого события сезона: теперь у Мариинского и Большого театров один генеральный директор на двоих - Валерий Гергиев.

Кстати

Мариинский театр, верный своей любви к размаху, откроет 242-й сезон в сентябре сразу тремя событиями. 5 сентября в Концертном зале прозвучит Торжественная месса Бетховена; 6 сентября на Новой сцене будет представлена опера Мусоргского "Хованщина". Первым спектаклем на Исторической сцене 14 сентября станет "Евгений Онегин" Чайковского. И во всех представлениях за дирижерским пультом неизменно Валерий Гергиев. Балетный сезон в Мариинском театре стартует 17 сентября "Лебединым озером" Чайковского.

Мариинский театр вернул в репертуар "Коппелию"
Музыкальный театр Санкт-Петербург