В настоящее время проезд без оплаты возможен только на ЦКАД в Москве. Система пропустит авто, даже если на счету транспондера нет денег. Перед въездом на любую другую платную дорогу стоит шлагбаум. Но, как считают законодатели, такая мера недостаточна. Основной эффект, как и другого административного наказания, - профилактика нарушений и воспитание у граждан уважения к закону.
В "Автодоре" рассказали "РГ", что на постоянной основе разрабатывают меры, связанные с повышением эффективности сбора платы, в том числе направленные на снижение количества проездов транспортных средств с видоизмененными или скрытыми государственными регистрационными знаками (ГРЗ).
Для борьбы с нарушителями, которые скрывают ГРЗ транспортных средств на дорогах с системой взимания платы "Свободный поток" на ежедневной основе проводятся совместные рейды подразделений ГИБДД и сотрудников оператора автомобильных дорог М-12 "Восток" и ЦКАД.
В настоящее время Госдума приняла в первом чтении поправки в указанную статью КоАП РФ, предусматривающие ужесточение наказания за нарушение ч.2 статьи 12.2 в виде лишения водительских прав на срок от одного года до полутора лет. Также на территориях МФЗ силами оператора автомобильной дороги ЦКАД и М-12 "Восток" проводятся мероприятия по выявлению скрытых ГРЗ, а также по очистке ГРЗ в зимнее время.
Обсуждается возможность отказа в обслуживании пользователей на МФЗ и заправке их транспортных средств со скрытыми ГРЗ. Экипажи аваркомов на М-12 "Восток" параллельно с основной деятельностью также обеспечивают выявление и распознание скрытых ГРЗ на трассе в круглосуточном режиме.
Сейчас номера нарушителей выявляются при содействии ГАИ. Нарушителям грозит административная ответственность - штраф до 5000 рублей, либо лишение прав на 1-3 месяца.
По мнению автоэксперта Егора Васильева, это довольно непростая тема. "Дело в том, что если водитель, например, нарушает скоростной режим, то он получает за это штраф. И тут все понятно. А если водитель воспользовался платной дорогой и не заплатил, то он фактически украл определенную денежную сумму у владельца конкретной дороги", - рассуждает эксперт.
Васильев напомнил, что процесс проезда не анонимен, и у владельца транспортного средства все равно появляется задолженность, которая впоследствии может быть взыскана абсолютно официальным путем. Другое дело, что взыскание может произойти через большой промежуток времени, что создает финансовые проблемы для организации, обслуживающей конкретную магистраль. Так что, по мнению Васильева, использование штрафа вполне разумно, поскольку стимулирует нарушителя погасить свою задолженность. "Как показывает мировая практика, именно штраф является наиболее эффективным способом дисциплинировать водителей. И чем больше его сумма, тем трепетней водители соблюдают правила. Однако при этом следует учитывать, что в случае отсутствия транспондера на трассах, где действует система "свободный поток", счет за проезд может приходить не сразу и необходимо предусмотреть некий период времени после проезда, на протяжении которого этот штраф не накладывается", - заключил эксперт.