Вполне закономерно, что 80 процентов участниц конкурса из Тюмени, Ишима, Ялуторовска, Абатского выступили с социально ориентированными проектами, по большей части направленными на работу с детьми. Вообще в регионе около 60 процентов предпринимательниц заняты именно в этом секторе экономики. Руководитель гарантийного фонда регионального инвестагентства, тренер корпорации МСП и бизнес-наставник образовательного конкурса Мария Покалюхина отмечает, что в женском предпринимательстве востребованы не только бьюти-услуги, но и социальные практики, в первую очередь по уходу за детьми, помощи особенным малышам. Среди трендов остается и швейное производство, особенно на волне импортозамещения.
- Женщина рождает проект в собственной семье, как правило, чтобы решить локальную проблему. Но, чтобы он вышел за периметр квартиры, нужно учитывать ситуацию на рынке, надежды и чаяния клиентов, быть финансово грамотной. Любая бизнес-идея для мамы-предпринимательницы - это как еще одно чадо, которое нужно растить с добрыми чувствами, - образно объясняет Покалюхина.
Отбор, к слову, был строгим: из 66 заявок до защиты допустили только 30. Сначала финалистки узнавали тонкости процесса, упаковывали проекты согласно требованиям финансовой модели, делали проблемное интервью и ездили в гости к успешным коллегам. Надо заметить, что многие участницы пришли с неплохим опытом. Год назад детсадовский воспитатель Алена Матипаненко из Ишима открыла студию подготовки малышей к школе. Развиваться дальше ее попросили родители учеников - мол, добавьте в обучение компонент русской народной культуры. Есть спрос - будет и предложение. Программа уже готова, а вот грант Алене требовался на ноутбук, проектор, новые дидактические материалы. Хотя в конкурсе она не победила, от задуманного не откажется - поищет другие возможности.
Александра Разбойникова из села Лугового Тюменского района строит "Дом лугового масла". Сыродавленными маслами она занялась после потери близкого человека - жизнь убедила, что очень важны здоровое питание и полезные привычки. Сейчас вместе с мужем Александра ежемесячно выпускает более сотни бутылочек разнообразного масла, от кедрового до тминного. Сырье закупает по всей стране и в дружественных государствах. Научилась не только производить, но и продвигать товар через соцсети, знакомых, магазины фермерских продуктов, в сентябре планирует дебютировать на ярмарке в Ханты-Мансийске. Уже появились клиенты в Казахстане. Казалось бы, успешной предпринимательнице и грант ни к чему. Однако Разбойникова считает, что нельзя упускать ни одну из возможностей развить дело, тем более семье нужен новый бочонок для отжима облепихового масла, да и дополнительное продвижение не помешает.
У Светланы Войтовой экологический проект - она производит бумагу ручного отлива для творчества и хочет учить этому тюменцев в собственной мастерской. Екатерина Межень уже протестировала мобильную школу обучения персонала для автомастерских. Психолог Ирина Морозова желает вложиться в центр поддержки мам в кризисных ситуациях и депрессивных состояниях, а педагог Мария Сторчак - в кабинет профориентации подростков, в том числе с ОВЗ. Отрадно, что прямо на конкурсе родились новые коллаборации. Например, фотограф новорожденных Ольга Цырятьева-Микушина и мастер по скульптурным слепкам Мария Высоцкая договорились не только рекламировать услуги друг друга, но и вместе дарить горожанам красиво оформленные воспоминания о счастливых моментах.
Добавим: в этом году Тюменская область впервые собирается отправить победительницу на федеральный этап с призовым фондом в миллион рублей. Возможно после дополнительного отбора Ирина Сильнягина представит доброе дело на всю страну.