Кому молиться за близких, когда не знаешь, что с ними? Как молиться, если сердце разрывается от чтения новостей в соцсетях, а телефон близких "недоступен" и ты не знаешь, как им помочь? Какому святому молиться при потере жилья? Как молиться, когда опасность совсем рядом? Как молиться за воина - мужа, сына, брата, любимого, находящегося на линии боевого соприкосновения? Как молиться за раненого? За пропавших без вести? За попавших в плен? Что делать, если я хочу помолиться, но от бессонницы и напряжения не могу собраться? В какое время надо молиться? Как часто надо произносить молитвы? "РГ" изучила опыт святых, конспект перед вами.
Во всех ситуациях, что бы это ни было - приближающаяся опасность, встреча с врагом, тревога за близких или за будущее, отчаяние от происходящего, бессилие от невозможности что-либо изменить, а также при потере жилья или перед хирургической операцией - причем не важно, хирург вы или больной, - то есть в любой ситуации, требующей как полной мобилизации внутренних сил человека, так и помощи свыше, верующие произносят всего два слова: "Господи, помилуй".
Этот крик человека о помощи, крик, обращенный к создателю, - не только самая краткая молитва, но и самая древнейшая. В 40-м псалме царя Давида, жившего три тысячи лет назад, звучит та же мольба: "Господи! Помилуй меня, исцели душу мою, ибо согрешил я пред Тобою".
Здесь в одном слове "помилуй" вмещается все разнообразие наших просьб к Богу. Ведь чего бы мы ни просили у Господа - жизни, здоровья, спасения себя и близких, крова над головой, помощи в отчаянной ситуации, исцеления от немощей и грехов - мы, по сути, испрашиваем одно: проявить к нам, таким малым и слабым, Его любовь и милость. Казалось бы, такое общее, неконкретное "помилуй" содержит и глубочайшее смирение молящегося: мы не детализируем - "дай пожить!", "сохрани здоровье!", "помоги", "прости и очисти от прегрешений", мы не требуем чуда и не навязываем своих пожеланий.
Мы вверяем себя Божьей милости, полагаясь на Его, а не свою волю. Оказавшись в беде, мы не молчим в оцепенении, скованные путами своей боли, мы дерзновенно взываем: "Помилуй!" В этой мольбе о милости и крик о помощи, и смиренное понимание своей малости и немощи, и сыновье доверие к Его благой воле.
Участники Великой Отечественной войны, коммунисты, рассказывали, как в самые критические моменты битвы из сердца вырывались эти два слова: "Господи, помилуй". Слова не просто забытые, но и, казалось бы, за годы атеизма начисто вытравленные из души. И вот, в моменты, когда искать защиты негде и прийти спасению неоткуда, душа вспоминала, что она по природе христианка, и из самой глубины человеческого естества летело ввысь спасительное: "Господи, помилуй!"
И помощь приходила - иногда прячась, маскируясь за обыденное: "Вдруг фашист, идущий прямо на меня, отчего-то развернулся и пошел назад!". А иногда и явным чудом - "пуля просвистела рядом, не задев, а только чиркнув о край гимнастерки! Мне потом долго припоминали: "Счастливчик! В рубашке родился! В тот день во второй раз!"
Молитва - это действие двух сил: наш призыв к Богу и Его ответ нам. Великий русский святой, автор трудов о молитве святитель Феофан Затворник учил: "Бог внимает молитве, когда молятся болящею о чем-либо душой". А старец Силуан Афонский говорил, что если человек хоть раз в жизни всем естеством скажет: "Господи, помилуй!" - Господь непременно его помилует.
Такую молитву, произнесенную от всего сердца, святые сравнивали со стрелой, бьющей прямо в Небо. Важно, что "Господи, помилуй!" можно повторять всюду и везде, что бы ты ни делал, какой бы работай ни занимался: готовишь ли завтрак или собираешься ко сну; шьешь одежду или следишь за движением крохотной точки на зеленом экране и от твоей собранности зависят тысячи жизней; сидишь перед кабинетом онколога, ожидая вердикта, или приступаешь к сложнейшей операции почти безнадежного больного - вспомним наших военных хирургов, и не только святителя Луку Войно-Ясенецкого.
Молитва "Господи, помилуй" постоянно звучит в церкви во время богослужений, по сути - это остов, задающий правильное направление, и одновременно щит верующего от всяческого зла. Больше того, все просительные молитвы - а у нас есть еще и благодарственные, покаянные и хвалебные молитвы - это развернутый вариант прошения "Господи, помилуй".
Начнем с краткой молитвы мытаря, которую заповедал нам Сам Иисус Христос, о ней мы рассказали в прошлом номере "РГ" - Неделя. Она звучит чуть более развернуто: "Боже, будь милостив ко мне грешному!", или на церковнославянском "Боже, милостив буди мне грешному". Молитва мытаря, то есть молитва сборщика налогов, считается образцом покаянной молитвы, но, смотрите, она как и молитва "Господи, помилуй!" состоит из обращения к Творцу - "Господи, Боже" и из самой просьбы - "помилуй, будь милостив". Только в покаянной молитве мытаря добавляется, нет, не слово, самопризнание - "я грешный!". И это очень важно, поскольку тут не просто осознание своей малости, греховности, но и смирение перед нашим Творцом.
Знаменитую Иисусову молитву так же, как и короткое "Господи, помилуй!", можно произнести за несколько секунд. Ее и произносят - когда машина летит навстречу гибели или рядом свистят пули. Когда опасность зрима и велика, или ты даже не знаешь, откуда она может прийти. Мало ли случаев, когда жизнь висит на волоске. Когда есть лишь секунды, чтобы взмолиться: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного".
Иисусовой молитве посвящены богословские тома, это постоянная молитва монашества. Нам же, чтобы запомнить ее, надо понять, что первая часть молитвы - точное определение к Кому именно мы обращаемся: к нашему Господу Иисусу Христу, причем дальше идет уточнение, что Он Сын Божий. После этого снова обобщенное прошение: "Помилуй!" И дальше самохарактеристика, наше покаяние: "меня грешного". Святые пишут, что Иисусова молитва - это возможность мгновенной молитвенной сосредоточенности, доступная человеку в любых обстоятельствах.
Есть еще одна молитва, в которой, как учат святые, сконцентрировано все Евангелие. Святитель Николай Сербский так объяснял знаменитую молитву "Отче наш". Когда небеса грохочут, океаны ревут, падают звезды и из земли рвется огонь, мы слышим голос Создателя всего и вся, голос Владыки. Человек в таком враждебном мире всего лишь песчинка. Но в мир пришел Сын Божий, Иисус Христос, и Он объяснил нам, что Всесильный Господь - наш Отец. И мы вслед за Христом дерзаем назвать Бога Отцом нашим. И своим, личным, и общим, нашим. "Если я отворю уста и прошепчу: Отец, место страха займет любовь, земля как бы станет ближе к небу", - учит святой. Господня молитва, называемая еще по первым словам, "Отче наш", заповедана нам Самим Иисусом Христом. Это Иисус Христос научил нас, как надо молиться Богу.
"Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого".
В той же Нагорной проповеди, где Иисус дает нам слова молитвы "Отче наш", Он объясняет и то, как надо молиться. "Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно".
Есть много отдельных молитв, которые советуют читать в тревоге за близких и за свое будущее, при потере жилья, за воинов, за раненых, пропавших без вести или плененных, и мы о них еще обязательно напишем. Но все эти моления никак не заменяют молитву, данную нам Самим Господом, Господню молитву, когда мы обращаемся к Богу как к нашему Любящему Отцу - в любых, подчеркну, любых ситуациях. Поэтому священники советуют, почитав молитву "Отче наш", добавить от себя свою просьбу к Богу: "Господи, спаси и исцели моего сына, мужа, брата, всех пострадавших...", "Господи, Ты видишь как трудно мне, как лишилась я всего, помоги! Господи, дай силы, укрепи, исцели, сохрани!" "Господи, укрепи, вразуми, научи, как поступить, что делать!"
И теперь о том, как молиться, когда тревога не дает сосредоточиться, если ты окаменел от боли или тебя буквально раздирают все эти слухи, чтение "новостей" в соцсетях? Если не получается сосредоточиться, через боль, через "не могу", через раздрай мыслей и чувств начинайте молиться про себя, повторяя "Господи, помилуй!", и очень скоро вы ощутите, как рассеивается морок тревоги и страха, и вы обретаете опору, ощущая душой - вас слышат.