В Чикаго готовились к "самому демократичному мероприятию", как выразился мэр города, по всей полицейской науке. Спортивную арену, где пройдет съезд, окружили многослойными железными заборами, магазины прячут витрины за железными ставнями, а на улицах дежурят усиленные наряды правоохранителей. Все это даже не только из-за высокого уровня преступности, которым славится Чикаго, но и из-за планируемых масштабных акций протеста, прежде всего - под пропалестинскими лозунгами против политики демократической администрации США на Ближнем Востоке.
Но по ту сторону забора атмосфера иная. В рядах "ослов" (это животное - символ Демократической партии) планируемая на съезде "коронация" Харрис вызывает смесь радостного ажиотажа и опасений того, что рост ее рейтинга в соцопросах может оказаться недолговечным. С одной стороны, форс-мажор с Байденом наконец-то подтолкнул демократов к смене поколений. Для США это первые за почти полвека (с 1976 года) президентские выборы, в которых не участвуют политики с фамилией Байден, Буш или Клинтон. С другой, сомнений демократов в способности Харрис победить это не отменяет.
Борьбу за умы избирателей она начала с оглашения перед съездом своей экономической программы, которая станет частью предвыборной идеологической платформы демократов. Программа призвана показать, что возможное правление Харрис не станет вторым сроком Байдена, главным недостатком политики которого считается высокая инфляция.
Масштаб обещаний таков, что сопоставим разве что с трудностью их исполнения. Харрис обещает построить на федеральные субсидии три миллиона домов, ввести субсидии на 25 тысяч долларов тем, кто покупает жилье впервые, ввести регулирование цен на продукты питания и штрафы для компаний-нарушителей, снижать цены на лекарства, обеспечить ряд налоговых льгот. Стоимость этого плана для федеральной казны экономисты оценили в 1,7 триллиона долларов.
"Каммунизм" (от слов "Камала" и "коммунизм") - красноречивый заголовок консервативного таблоида New York Post для статьи об идеях Харрис. А на обложке газеты обыгрываются гуляющие по соцсетям мемы с Харрис, серпом и молотом. Хотя на фоне роста разрыва между богатыми и бедными в США идеи социального государства пользуются все большей поддержкой у прогрессивного электората, слова "коммунизм" и "социализм" - до сих пор ругательные в американской политике, поэтому пугать ими весьма эффективный прием, чем Трамп и его лагерь охотно пользуются.
Такие суммы и обещания госрегулирования перепугали не только республиканцев, но и дружественных Демократической партии комментаторов. Газета деловых кругов The Wall Street Journal называет план Харрис "безграмотностью" и "левым популизмом", реализация которого на практике сулит усугубление той самой инфляции, с которой демократы хотят бороться. Газета The Washington Post считает программу "трюкачеством".
С другой стороны, воспринимать лозунги кандидатов в США уж слишком всерьез не стоит. Плакатное мышление укореняется в предвыборных кампаниях в США и характерно для обоих лагерей. Трамп в своих выступлениях тоже любит обещать на широкую ногу и без всякой конкретики на тот счет, как это реализовать на практике.
Как подмечает аналитический ресурс axios.com, современные реалии таковы, что "неудачные с экономической точки зрения идеи в соцопросах пользуются большой поддержкой населения", чем и пользуются политики-популисты.