Рижский вокзал, который находится на пересечении проспекта Мира и улицы Сущевский Вал, - единственный в Москве, здание которого расположено параллельно железнодорожным путям, а не перпендикулярно. Такое расположение, к слову, присуще провинциальным вокзалам. Масштабная реконструкция путевой и пассажирской инфраструктуры стартовала 1 марта прошлого года. Ее цель, по словам руководителя департамента строительства Москвы Рафика Загрутдинова, - сделать удобный пересадочный узел между транспортными системами города, объединяющий четыре вида рельсового транспорта.
Пока поезда проезжают станцию "Рижская" без остановки. Пригородные, следовавшие до Нахабина, Дедовска, Новоиерусалимской, Румянцево, Волоколамска, Шаховской и обратно, а также электропоезда "Ласточка" до станции Муравьево, перенесли на Курский вокзал. Поезда на Великие Луки и Псков - на Белорусский, поезд Москва - Рига отменили в 2020 году из-за пандемии.
Но после открытия тут начнется активная жизнь: кроме поездов МЦД-2 и двух линий метро - БКЛ и Калужско-Рижской - на станции будут останавливаться поезда МЦД-3 и МЦД-4. От "Рижской" с нового вокзала в будущем пойдут высокоскоростные поезда по маршруту Санкт-Петербург - Великий Новгород - Тверь - Москва. Кроме этого, сейчас ведутся работы по проектировке пятого диаметра, трассировка которого в том числе будет проходить здесь, а станция диаметра окажется примерно на одном уровне с действующей станцией метро - на глубине 47 метров.
Помимо путевого переустройства железнодорожники поставили на Рижском вокзале две новые платформы, навесы, кассовый павильон для пригородных поездов и сделали еще один выход из станции метро "Рижская", который сократит путь пассажиров к зданию вокзала. При реконструкции историческое здание Рижского вокзала не пострадало, внутри сделали ремонт, обновили пассажирскую инфраструктуру, а привокзальную территорию обустроили, сделали пешеходные дорожки, клумбы, зоны отдыха, парковки и стоянки для такси.
Виндавский, Балтийский, Ржевский
История Рижского вокзала любопытна. Здание из трех теремов открыли в сентябре 1901 года, и на тот момент оно считалось самым красивым, удобным и технически оснащенным, так как для освещения платформы и залов ожидания у вокзала была собственная электрическая подстанция. Вокзал соединял Москву с прибалтийскими городами и часто менял свое название - Виндавский, Балтийский, Ржевский. После реконструкции в 1995 году внутри здания была восстановлена уникальная лепнина и отреставрированы старинные люстры. Вокзал неоднократно становился декорацией к разным фильмам. Здесь, например, снимали сцены из "Семнадцати мгновений весны", "Баллады о солдате", "Вокзала для двоих".
Раньше каждый год в майские праздники с Рижского вокзала отправлялся "Поезд Победы". 9 мая 2018 года традиционный рейс до платформы Дубосеково был выполнен составом с двумя сцепленными паровозами. Над главным подъездом были установлены куранты, которые в 2000-2010-х годах в начале каждого часа отбивали первые две строки из припева песни Раймонда Паулса "Вернисаж".
По состоянию на конец 2018 года пассажирский терминал Рижского вокзала обслуживал ежесуточно 4 тыс. человек. В том же году каждый месяц пассажирским терминалом станции Москва-Рижская обрабатывалось 296 103 человека, из которых 266 783 пришлось на пригородное сообщение, и 29 320 перевезено поездами дальнего следования.
В начале 1960-х возникла идея снести все вокзалы Москвы, кроме Рижского, сделав его крупным железнодорожным вокзалом, который бы принимал поезда отовсюду. Полвека спустя в связи с небольшой загрузкой Рижского и Савеловского вокзалов предлагалось закрыть уже только их, а пригородные поезда перевести на другие вокзалы, ликвидировав подъездные железнодорожные пути.
К счастью, эти планы не были реализованы, а Рижский вокзал признали объектом культурного наследия регионального значения, которое охраняется государством. Сейчас на территории вокзала работает музей железнодорожного транспорта.