Так, согласно данным аналитиков, житель Ингушетии может в месяц на свое жалованье залить в среднем 11-12 полных баков легковушки (633 литра). А лучший среди республик СКФО показатель - у Северной Осетии, здесь он составляет 732 литра. Для сравнения: в Ямало-Ненецком автономном округе (лидер рейтинга) он в 3,7 раза больше.
Стоимость топлива в регионах СКФО не самая низкая в стране, но все же по этому показателю республика находится в верхней части списка. Так, в июне бензин марки АИ-92 в Чечне стоил чуть больше 50 рублей за литр, да и в других регионах цена в среднем не превышала 52,2 рубля.
- Региональная дифференциация доходов населения также остается высокой, поэтому нагрузка на семейные бюджеты рядовых автовладельцев зависит не столько от цены на АЗС, сколько от соотношения стоимости бензина к заработной плате в конкретном субъекте. В последнее время наблюдается тенденция к повышению заработной платы, что ведет к росту доступности бензина, однако она в регионах по-прежнему различается в несколько раз, - отмечают аналитики РИА Рейтинг.
Генеральный директор компании "Мой Автопрокат" Дмитрий Матвеев, в свою очередь, указывает на такую тенденцию:
- Если мы возьмем майский рейтинг российских регионов по динамике зарплат, то увидим точно такую же ситуацию - шесть из семи субъектов СКФО занимают последние строчки списка. Вывод: Северный Кавказ оказался внизу рейтинга не из-за высоких цен на бензин, а из-за низкого уровня средней заработной платы населения. Что касается розничной цены на топливо, она зависит от объемов добычи нефти, спроса и предложения на рынке (спрос в теплое время года традиционно растет), а также от волатильности рубля. Цена четко коррелирует с курсом валют.
Эксперт топливного рынка, руководитель компании "ГЭЙНФУЛ" Анастасия Бунина также отмечает, что в республиках Северного Кавказа низкие зарплаты, высокая безработица, а также большое количество сельских жителей, которые привыкли вести натуральное хозяйство для обеспечения собственных потребностей.
- Низкие доходы населения и высокая стоимость нефтепродуктов не позволяют людям покупать больше топлива, - говорит аналитик. - Как и в других регионах России, стоимость нефтепродуктов в СКФО зависит от биржевых цен. Поэтому при повышении закупочных цен повышаются и розничные на АЗС. Какой-то специфической тенденции в СКФО нет.
В РИА Рейтинг добавляют, что после резких колебаний цен на розничном рынке автомобильного топлива во второй половине прошлого года начало нынешнего можно считать стабильным. В первом квартале 2024 года цены почти не росли. За первые три месяца они увеличились всего на 0,7 процента, тогда как инфляция за этот период составила два процента. Однако во втором квартале рост цен начал ускоряться, что обусловлено сезонным увеличением спроса и сокращением внутреннего производства из-за ремонта на крупных НПЗ.
Тем временем правительство РФ продлило запрет на экспорт бензина до 31 декабря 2024 года. Решение принято для поддержания стабильной ситуации на топливном рынке в период сохраняющегося сезонного спроса и плановых ремонтов, проводимых на нефтеперерабатывающих заводах.