Дождливое лето и паводок практически не отразились на сборе меда в Зауралье. Наоборот, пчеловоды отмечают, что благодаря влаге получили обильное луговое разнотравье. Что дефицита продукта в регионе не наблюдается, показала и ярмарка в день Медового Спаса. Между тем ее участники признались, что с каждым годом производить лакомство становится все труднее.
- Вы где-нибудь слышали, чтобы пчеловоды платили фермеру за то, чтобы разместить ульи рядом с его полем? - спрашивает один из пасечников. - А у нас такое практикуется. Хотя раньше было наоборот: фермер приглашал нас на свои земли, потому что был заинтересован в опылении культур для получения хорошего урожая.
По его данным, большинство растениеводов просят за одну пчелосемью 2000 рублей, но где-то и 1000, тут уж как договорятся. Новый вид бизнеса стал развиваться после сокращения в регионе животноводства: скота стало меньше, соответственно, и объемы кормовых культур сократились. Это подтверждает статистика, озвученная на прошедшем недавно Дне уральского поля: если в 1990 году на кормовые приходилось 39 процентов в структуре посевных площадей, то в прошлом году - всего девять. Больше всего пчеловоды переживают за донник, который считается великолепным медоносом.
Справедливости ради заметим, что не все фермеры пытаются заработать на пчелах, многие хозяйства без проблем пускают ульи на поля. А некоторые пчеловоды сами берут участки и засевают травами-медоносами. Вместе с тем ни один год, к сожалению, не обходится без скандалов: пасечники упрекают аграриев, что те откровенно не считаются с их интересами, без предупреждения обрабатывают посевы пестицидами, в результате чего насекомые гибнут. Вторая сторона парирует: не пускайте пчел на наши поля. Но ведь к ним навигаторы не прицепишь, как метко отреагировал один из куртамышских пчеловодов!
Производители меда считают: все проблемы от того, что отрасль в Зауралье никогда не была приоритетной. Ее воспринимали побочной деятельностью АПК и чуть ли не личным увлечением отдельных людей. Неслучайно некоторые до сих пор совмещают занятие пчелами с основной работой. Это только в последние годы отношение к пасечникам немного изменилось, в 2019 году после жарких дискуссий был принят наконец региональный закон. Но толку от него, признаются наши собеседники, мало, он носит рамочный характер. А некоторые, как выяснилось на ярмарке, даже не знают о его существовании.
- Чтобы у пчеловодства появилась серьезная основа, для начала неплохо было бы департаменту АПК встретиться с производителями и выслушать их, - предлагает пасечник со стажем Иван Кармакулин. - Вопросов у нас накопилось много, они касаются не только взаимодействия с фермерами, но и господдержки, сбыта продукции.
Пчеловоды так же, как и другие сельхозпроизводители, нуждаются в льготах для приобретения оборудования, техники, семян. Если предусмотреть, допустим, грант на посев медоносных культур, животноводы его получают и выделяют часть площадей под донник или эспарцет. Пасечнику в итоге - мед, а фермеру- корм для скота. Такое взаимодействие было в советское время, и все были в плюсе, сейчас же в регионе в приоритете производство молока и мяса, а без меда, считается, люди могут и обойтись. Хотя с точки зрения развития сельских территорий пасека играет огромную роль, не случайно пчеловодство считается семейным делом, а секреты ремесла передаются из поколения в поколение.
Кстати о господдержке: начинающие пчеловоды могут получить гранты на организацию своего дела. Такой опыт был в прошлом году, когда главе крестьянско-фермерского хозяйства, представителю Далматовского монастыря, выделили средства по конкурсу. Но в основном, если заглянуть в региональный закон, поддержка заключается в предоставлении информации, консультациях, привлечении к добровольной маркировке продуктов знаком "Зауральское качество" и каких-то "иных направлениях, установленных нормативными актами". Между тем пчеловодство - экспортно ориентированная отрасль с большим потенциалом, напоминают специалисты. В некоторых регионах мед является брендом. Что мешает создать свой в Зауралье? По мнению Ивана Кармакулина, в этом пока не заинтересованы ни власти, ни сами производители. Инициатором процесса могла бы стать общественная организация пчеловодов, но такой в регионе тоже нет, хотя на Алтае, к примеру, общество пчеловодов имеет большой авторитет. Такой, что сумели отвадить от региона перекупщиков и сомнительных маркетологов, которые "килограмм меда покупаешь - два кило в подарок".
Что думают о проблемах пчеловодов в департаменте АПК Курганской области, выяснить не удалось: в пресс-службе ведомства на вопросы "РГ" оперативно ответить не смогли.