23.08.2024 10:22
Общество

Корреспондент "РГ" в ДНР прокатился на поезде "Мариуполь-Волноваха"

Текст:  Руслан Мельников
На новых территориях активно восстанавливают железнодорожную инфраструктуру, ремонтируют старые и строят новые пути. Идет подготовка к запуску полноценного пассажирского сообщения. Но на местном поезде недавно образованного ФГУП "Железные дороги Новороссии" прокатиться можно уже сейчас. Что и сделал корреспондент "РГ" на маршруте Мариуполь-Волноваха. Это один из первых поездов, запущенных в новых регионах.
Читать на сайте RG.RU
Как проходит поездка в двухвагонном поезде Мариуполь-Волноваха

Сидячий плацкарт

В Мариуполе практически завершена реконструкция железнодорожного вокзала. Новое здание - светлое и просторное - возвышается на привокзальной площади. Еще недавно стройка была огорожена забором, а вокруг сновала строительная техника. Теперь красавец-вокзал открыт взору. На здании из стекла и бетона под свежей облицовкой издали видны надписи "Вокзал", "Мариуполь". Наверху - огромные часы, а со стороны платформы - циферблаты, показывающие время, число и температуру. Есть указатели "Вход и "Выход" и информация, как найти кассы, зал ожидания, бизнес-зал, кафе, комнаты отдыха, медпункт, полицию. У входа - кнопка экстренного вызова. Пока вокзал закрыт: из стеклянных дверей навстречу мне выходит группа рабочих. Внутри идет завершающий этап работ.

Реконструкция железнодорожного вокзала, разрушенного на 80%, практически завершена. / Руслан Мельников/РГ

- Подождите немного, скоро все будет, - говорит мне охранник.

Пока пассажиров обслуживает уцелевший во время боев корпус пригородного вокзала. Над входом в небольшое здание - флаги России и ДНР. Внутри скамейки. Впрочем, погода хорошая и пассажиры предпочитают дожидаться поезда до Волновахи снаружи. Интересуюсь, где купить билет.

- Да прямо в поезде и купите, - отвечают мне. А поезд уже подкатывает к платформе. Любопытный такой составчик: тепловоз и два вагона. Да, всего два. Поезд ходит дважды в сутки: утром и вечером, так что лучше не опаздывать. Забегаю в привокзальный магазин, беру бутылку воды в дорогу и спешу на платформу. У вагонов уже стоят проводницы. Ого, а я думал, это электричка!

Поезд, состоящий из тепловоза и двух вагонов, ходит дважды в сутки: утром и вечером. / Руслан Мельников/РГ

- У нас пригородный поезд, - кажется, проводницы даже немного обиделись.

Захожу внутрь. Один вагон плацкартный, второй - с сидячими местами. Можно выбрать, что по душе. Располагаюсь в плацкарте. А пассажиров-то немало, они занимают нижние полки, так что плацкарт тут пока тоже сидячий. Многие хорошо знают друг друга - видно, что часто ездят вместе. Здороваются, собираются компаниями, расходятся по вагонам. "Серега, привет, а где наши? - Да в том вагоне. - А Танюха где? - Танюха с девчатами здесь. - Ну, наверное, я в тот пойду к мужикам. - Смотри, Танюха расстроится. Я тебя защищать не буду", - шутливо переговариваются пассажиры.

Билет за 27 рублей

Поезд трогается. Услышав, что я журналист, соседи просят показать удостоверение. Что ж, время такое: нужно быть бдительным. Убедившись, что корреспондент настоящий, а не какой-то засланный казачок, говорят охотнее. Оказывается, многие из них - железнодорожники, которые на этом поезде утром приезжают с ближайших станций на работу и вечером уезжают обратно. Появляется проводница с мобильным билетным терминалом в руках. У железнодорожников есть проездные, у меня - нет.

Один вагон плацкартный, второй - с сидячими местами. Можно выбрать, что по душе. / Руслан Мельников/РГ

- Куда едете?

- До конечной, до Волновахи.

- 27 рублей.

- Ско-о-олько?! - я не верю своим ушам. Мысленно прикидываю: это же меньше, чем поездка на городском транспорте в Мариуполе. А на междугороднем автобусе билет от Мариуполя до Волновахи обойдется рублей в 300. Невероятно, что где-то есть такие цены.

Оплачиваю проезд, получаю билет от ФГУП "Железные дороги Новороссии". Ехать до Волновахи - 2 часа 15 минут. Дольше, конечно, чем на автобусе, который домчит без остановок по прямой трассе за час. И такая разница понятна: поезд совершает ощутимый крюк с парой десятков остановок. Но этот пригородный поезд - настоящее спасение для дачников и жителей небольших населенных пунктов, до которых не доедет рейсовый автобус.

Этот пригородный поезд - настоящее спасение для дачников и жителей небольших населенных пунктов, до которых не доедет рейсовый автобус. / Руслан Мельников/РГ

За окном медленно под стук колес и гудки тепловоза проплывает утопающий в зелени город. Вдали видны трубы и разбитые цеха "Азовстали". Ловлю себя на мысли, что с такого ракурса на завод я еще не смотрел. Остановка со старой, украинских времен еще, надписью "Заводська площадка" - Заводская площадка. На небольшой платформе собрались люди. Видно, что поезд пользуется популярностью. Свободных мест в вагонах становится меньше.

При движении из Мариуполя в Волноваху большая часть платформ с незатейливыми названиями отчитывают километры в обратном порядке. Остановочная платформа 1256 км, о.п. 1253 км, о.п 1249 км, 1248, 1246 1238, 1234, 1230, 1217, 1149…. На парочке таких полустанков предусмотрена остановка по требованию, но при мне никто ничего подобного у поездной бригады не требовал. Впрочем, из-за частых остановок проводницам и так отдыхать некогда. Среди безымянных платформенных километров попадаются знакомые и незнакомые названия станций. Сартана, Асланово, Кальчик., Карань… Люди садятся и выходят из поезда. В плацкарте самые уставшие пассажиры залезли на верхние полки - поспать часок. В вагоне с сидячими местами дамы, как встарь, обмахиваются веерами.

Царь-поезд

- Много народу сейчас ездит. То ли покупать билет на автобус за 300 рублей, то ли здесь - за 27. Разница существенная. Пенсионеров много - у них и вовсе проезд бесплатный. Встречаем одних и тех же старушек. Едут в Мариуполь погулять по городу, в большой магазин сходить закупиться или на море отдохнуть. А то и просто от скуки. Утром выезжают, вечером возвращаются. А осенью еще студенты появятся, - рассказывают мне соседи по вагону.

Пенсионеры ездят на этом поезде в Мариуполь - погулять по городу, в большой магазин сходить закупиться или на море отдохнуть. / Руслан Мельников/РГ

Звучат негромкие, ни к чему не обязывающие дорожные разговоры. Удивительно мирно здесь, как в обычном поезде где-нибудь в российской глубинке. Кто-то обсуждает работу, кто-то перемывает косточки знакомым, кто-то уже задремал за столиком. О боевых действиях никто не вспоминает. Не то, чтобы сознательно избегают темы, но то ли надоела она, то ли другие вопросы сейчас волнуют больше. Мирок двух вагонов кажется таким спокойным и уютным.

- Тише стало? - интересуюсь я. И нарушаю эту хрупкую иллюзию.

- Да как сказать, - вздыхает худенькая женщина, - Ехали как-то, обстрел был, ПВО сработала, сбили украинскую ракету. Знаете, как испугались, - мне показывают на телефоне сьемку из поезда: с земли поднимается дымный хвост, противоракета разносит что-то в небе.

- А ведь где-то здесь должен быть царь-поезд, - вдруг вспоминаю я о об уникальной баррикаде - гигантском составе из сотен вагонов, выставленных на рельсах в качестве одной из линий обороны на случай атаки ВСУ. О царь-поезде писали и телеграм-каналы, и СМИ, его даже видно из космоса, настолько он огромный.

В поезде удивительно мирная атмосфера: кто-то обсуждает работу, кто-то перемывает косточки знакомым, кто-то уже задремал за столиком. / Руслан Мельников/РГ

- Да, есть такое, но не здесь, на других путях, - объясняет мне мужчина в очках. - Хотя вагоны от царь-поезда иногда можно увидеть и на этом участке - старые такие грузовые. Их иногда притягивают сюда.

Смотрю за окно с особым интересом. И да - вижу. Старые грузовые вагоны. От царь-поезда они или нет - кто знает. Разговор снова от военной темы плавно переходит к мирной.

- А мы получили трехкомнатную квартиру. Дали новую, вместо разрушенной. Даже на 10 метров больше по площади. В Невском. Там, куда Путин приезжал, помните? Меня тогда соседки спрашивали, почему я не вышла его встречать. Я думала, шутят. А новости посмотрела - и, правда, Путин к нам приезжал. Квартира хорошая. Просторная, с отделкой. Мы уже ее обставили. Вот она, красавица, - теперь мне на телефоне показывают видео, снятое в новенькой квартире. Действительно, приятно посмотреть.

Чем ближе к Волновахе, тем меньше в вагонах становится пассажиров. К конечной станции состав подъезжает полупустым. / Руслан Мельников/РГ

- А у нас в доме ремонтируют квартиру. Я часто хожу смотреть - работа идет, все делают добротно, качественно. Скоро закончат.

Чем ближе к Волновахе, тем меньше в вагонах становится пассажиров. К конечной станции состав подъезжает полупустым. Вспоминаю, как Волноваху разделяла эта самая железная дорога: с одной стороны уже были бойцы ДНР, а с другой еще удерживали позиции ВСУ. Украинские ракеты прилетают сюда до сих пор. Но сейчас думается не о них. Сойдя с поезда, вижу небольшой аккуратный вокзальчик и гордость местных железнодорожников - клумбу с розами. Вот так теперь встречает Волноваха пассажиров - цветами.

Кстати

Четырехэтажное здание мариупольского вокзала площадью 4595 м2 построено в 1972 году. Во время боев оно было разрушено на 80%. Реконструкция вокзального комплекса велась с 1 марта 2023 года. Специалисты сохранили мемориальную доску со следами осколков, посвященную мичману Е.В. Павлову, участнику морского десанта, освободившему Мариуполь в 1943 году. Его именем названа привокзальная площадь. Вместимость нового вокзала - 900 человек, что на треть больше, чем раньше. Предполагаемый пассажиропоток на 10-й год эксплуатации после реконструкции составит 600 тыс. пассажиров на поездах дальнего следования и 900 тыс. - на пригородных.

На здании из стекла и бетона под свежей облицовкой издали видны надписи "Вокзал", "Мариуполь". / Руслан Мельников/РГ
Донецкая Народная Республика Образ жизни Железные дороги