Первые новости о том, что в Волгоградской области произошло нечто чрезвычайное, появились 23 августа в 13.25. Стало известно, что заключенные исправительной колонии строгого режима № 19 захватили заложников. И следующая подробность - погиб человек, сотрудник колонии. О личностях захватчиков еще ничего не было известно, но уже стало понятно, что готовы они на все и пролить кровь для них не проблема. Спустя четыре часа ФСИН сообщил о ликвидации захватчиков и освобождении заложников. Между этими новостями уместилась целая бездна событий. К сожалению, не обошлось без человеческих жертв.
Исправительная колония № 19 находится на окраине города Суровикино, что примерно в ста километров от Волгограда. Режим содержания - строгий. Лимит наполнения учреждения составляет 1229 человек. Первое, что стало известно, захват заложников произошел на заседании дисциплинарной комиссии, работавшей в этот день в административном корпусе колонии. Позже выяснилось, что в захвате участвовали четверо заключенных, все они были злостными нарушителями режима, их вызвали "на ковер", если в колонии такое сравнение уместно. Возможно, это было частью плана самих захватчиков - собраться в одном месте, где будет администрация колонии. Это еще предстоит выяснить следствию.
В 13.43 на территорию колонии прибыл спецназ. Стало известно: участвующие в захвате выходцы из республик Средней Азии. Двое - граждане Узбекистана, два других - родом из Таджикистана. Назирчон Тошов, Наврузи Рустамчон и Рамзиндин Тошев отбывали срок за сбыт наркотиков, Темур Хусинов сидел за убийство. В драке он забил человека до смерти.
Позже СМИ назвали главарем в этой четверке Шобдулкаримхона Каримова. Не ищите это имя в распространенном поначалу списке. По данным СМИ, в ориентировках Каримов значился как Назирчон Тошов. То есть кто-то ошибся, выясняя личности радикалов.
В соцсетях публикуют предположительные фото захвативших ИК-19В 14.37 губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров сообщил, что на месте создан штаб, координирующий усилия ведомств для освобождения заложников и оказания помощи пострадавшим. К этому времени уже было известно о четверых пострадавших при захвате сотрудниках пенитенциарного заведения. Всех их доставили в Суровикинскую ЦРБ, двое - в тяжелом состоянии, еще двое - в состоянии средней тяжести.
- В готовность приведены силы санитарной авиации и опорные больницы Волгограда, специалисты-медики направлены в Суровикинскую ЦРБ. Сил и средств для оказания помощи пострадавшим достаточно, - сообщил губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров.
На помощь местным медикам прибыли две бригады хирургов из Волгограда, коллеги Калачевской ЦРБ и специалисты центра медицины катастроф. Всех пострадавших немедленно прооперировали. Люди потеряли много крови. Самого тяжелого вертолетом отправили в Волгоград.
Суровикино - небольшой городок, а скорее, даже поселок на границе Волгоградской и Ростовской областей. Всего-то восемь километров в длину, и живет здесь 18 тысяч человек. Новость о захвате заложников, понятно, переполошила весь город. Глава администрации района Роман Слива поспешил успокоить людей, развеять слухи о бунте и перекрытых дорогах. Угрозы населению нет, колония на удалении от домов, все муниципальные службы работают в штатном режиме, сообщил глава администрации.
- Движение гражданского автотранспорта на территории города Суровикино и муниципального района не ограничено. Жизни и здоровью жителей ничто не угрожает, - заверил Роман Слива.
В 17.33 пришла долгожданная новость. Снайперы спецподразделений Росгвардии в Волгоградской области четырьмя выстрелами уничтожили преступников. Заложники освобождены. Позже ФСИН распространила подробности этого дня. Четверо заключенных захватили в заложники восемь сотрудников колонии и четверых осужденных. Всего 12 человек. Четверых захваченных сотрудников администрации преступники изрезали ножами и убили на месте, демонстрируя серьезность своих намерений. Четверо других сотрудников смогли оказать преступникам сопротивление, получив тяжелые ранения. Людей экстренно госпитализировали. Как сообщается, они находятся в медицинских учреждениях Волгограда, двое - в состоянии средней степени тяжести, еще два человека - в тяжелом, но стабильном состоянии. Проводятся нейровизуализационный контроль и хирургическое вмешательство.
Еще до начала штурма Следственный комитет возбудил уголовное дело по статьям о захвате заложников и дезорганизации работы колонии. Теперь следствию предстоит выяснить, откуда у преступников взялись ножи, мобильные телефоны, компоненты взрывчатки и флаг запрещенной исламской организации. Показательно, что срок заключения одного из ликвидированных преступников, Темура Хусинова, истекал в ноябре нынешнего года, но это его не остановило. Значит, действительно, мотивом было не просто освобождение.
Председатель СК России Александр Бастрыкин потребовал доклад по уголовному делу о захвате заложников в исправительной колонии Волгоградской области.
Вот строки из официального сообщения Федеральной службы исполнения наказаний: "В ИК-19 УФСИН России по Волгоградской области четверо преступников захватили в заложники восемь сотрудников колонии и четверых осужденных. Четверым сотрудникам преступники нанесли колото-резаные раны различной степени тяжести, трое из них скончались. Еще четверо, оказавших сопротивление, госпитализированы, один из которых скончался в больнице. При проведении специальной операции по освобождению заложников сотрудниками УФСИН России по Волгоградской области и Росгвардии все четверо преступников ликвидированы. В результате преступной деятельности бандитов пострадали четверо осужденных. Пострадавших среди сотрудников, принимавших участие в операции по освобождению заложников, нет".
Как дополняют СМИ, четверо пострадавших заключенных: это осужденные, которых забили до смерти радикалы. Сейчас есть много вопросов. Пожалуй, самый главный: кто стоял за радикалами? Четыре человека познакомились в колонии. Говорят, раньше радикальными взглядами они не отличались. Но именно такие люди являются питательной средой для терроризма. Причем и на воле, и в тюрьмах. Не случайно радикалы выражали поддержку террористам, совершившим нападение на людей в "Крокус Сити Холле". Но следует признать, что и в тюрьмах есть проблемы. О том, что в колониях создаются группировки радикалов и, увы, эти группировки чувствуют себя там слишком свободно, говорилось немало. А как могло так случиться, что в руках заключенных колонии строгого(!) режима оказалось оружие? Хочется надеяться, что расследование причин трагедии, случившейся в волгоградской колонии, даст ответ и на этот вопрос.
Подготовил Владислав Куликов