Еще недавно Павлов публиковал фотографии в футболке с литерой Z, обыгрывая и название своей компании, и один из главных символов специальной военной операции. Бизнесмен писал в своих соцсетях исключительно посты патриотического толка. И, похоже, даже не думал менять вектор своих взглядов.
Но это вдруг неожиданно произошло. Павлов стал предъявлять - все с помощью тех же соцсетей - необоснованные претензии руководству государства. Причем, основываясь далеко не на фактах, а на голом популизме. Ну для примера он обвинил власти в коррупционной "спайке" с мигрантами всех мастей. Якобы, чиновники намеренно завозят в нашу страну гостей из ближнего зарубежья, которые, вроде как, по его мнению, вовсе и не нужны российской экономике. Дошло до того, что и в произошедшем в "Крокусе" теракте бизнесмен Павлов стал в открытую обвинять российские власти.
Так с чем же связано резкое изменение в политических пристрастиях предпринимателя? Как оказалось, взгляды резко меняться стали у "обувного олигарха" после того, как налоговые органы, изучив отчетность его компании, стали задавать ему неудобные вопросы. И вот тут Павлов резко переквалифицировался из патриота в преследуемого властями "честного бизнесмена".
Налоговики уличили в неуплате налогов на суммы в больше миллиарда рублей компании, принадлежащие Павлову. И вот тогда решать свои возникшие из-за непрозрачного ведения бизнеса проблемы Павлов, похоже, решил огульной критикой власти.
Чтобы понять, кто такой этот резко меняющий свои взгляды бизнесмен, обратимся к его становлению. Андрей Павлов начинал свой бизнес в 90-х годах прошлого века. Сначала он продавал по спекулятивным ценам в Лужниках бургеры из Макдональдса, за которыми были дикие очереди. А позже стал торговать некачественной одеждой и обувью, выдавая свой рыночный ширпотреб за товары мировых брендов.
Кстати, возникает резонный вопрос - не похожим ли способом он построил свою обувную империю?
К примеру, Павлов позиционирует свою сеть, как отечественную с производственными площадками в России. При этом нетрудно проверить, что больше 75 процентов его обуви привозится из Китая. Он, кстати, и сам признавался, что в этом нет ничего зазорного, поскольку там шить обувь дешевле.
При этом, низкая себестоимость позволила бизнесмену фактически монополизировать рынок дешевой обуви в стране. Раньше, например, повсюду были магазины "Центробувь". А сейчас - только Zenden. А вот работать легально, бизнесмен, так и не захотел. Охотно прибегая к популярной схеме ухода от налогов - дроблению бизнеса. Чтобы недоплачивать государству налоги, он предпочитает продавать свои товары через аффилированные ООО и ИП. И такая схема ранее уже была доказана в ходе судебного заседания.
Так, головная структура Zenden - ООО "Дом одежды", принадлежащая основателю сети Андрею Павлову, попыталась оспорить результаты налоговой проверки за 2013-2015 годы. А именно неуплату налогов на 867 миллионов рублей. Вместе со штрафами и пени эта сумма перевалила за миллиард рублей.
В итоге налоговикам удалось доказать в суде, что "Дом одежды" закупал обувь за рубежом, а потом реализовывал ее российским ИП и компаниям, работающим в розницу. При этом 22 ИП, как было установлено, были подконтрольны компании Zenden. И на них выводилась часть выручки, уменьшая налог на прибыль и НДС.
Кстати, Андрей Павлов далеко не первый раз резко меняет взгляды. Что мы сейчас видим с его политической позицией, ранее происходило и в бизнесе. Многие помнят, что в начале 2000-х в стране была мода на все импортное. И тогда Павлов везде представлял Zenden германо-российской компанией, даже снимал торговые площади совместно с компанией Adidas. Когда же в отношении российского бизнеса за рубежом стали вводить санкции, Павлов резко переквалифицировался в патриоты. После чего он стал активно выбивать в чиновничьих кабинетах для своего бизнеса преференции. Обоснование - якобы его огромное, правда, непонятно откуда возникшее желание - вести социальные проекты.
В 2015 году, чтобы получить в собственность землю в Поддорском районе Новгородской области, Павлов запустил военно-патриотический детский лагерь. Но в действительности этот объект оказался палаточным лагерем с удобствами на улице. У контролирующих органов тогда возникли вопросы к деятельности "центра без удобств". И в итоге после проверки лагерь перестал функционировать по требованию новгородской прокуратуры.
Кроме того, в 2015 году Павлов добился включения принадлежащей ему структуры ООО "Крым-шуз" в реестр резидентов свободной экономической зоны (СЭЗ) в Крыму. Он пообещал построить на полуострове обувную фабрику по пошиву миллиона пар в год, вложить в нее миллиард рублей и создать 250 рабочих мест. И даже получил кредит на обозначенные благородные цели. Но строительство, толком так и не начавшись, было заморожено.
В этом году компания "Крым-шуз" по решению суда была лишен статуса резидента СЭЗ "за неисполнение обязательств по инвестиционному договору".
Кстати, смена взглядов бизнесмена не осталась незамеченной на Западе. Либо, скорее всего, напротив, контакты с "западными партнерами" послужили еще одним катализатором, чтобы накинуться с оголтелой критикой на российские власти.
Еще до начала СВО Павлов успел слетать в Германию. Причем сделал это по личному приглашению немецких чиновников. Затем он слетал во Францию. И его официально принимали в Версальском дворце представители дипломатических служб. Павлов сам об этом с гордостью рассказывал. И вот после таких зарубежных вояжей вкупе с предъявленными претензиями от налоговиков градус выпадов бизнесмена в сторону российских властей резко вырос.
При этом свою публичность Павлов даже смог подкрепить рядом общественных должностей. Так, он стал сопредседателем московского отделения "Деловой России" и вступил в "Справедливую Россию - Патриоты - За правду". Более того, он даже баллотировался в Госдуму. Но неудачно.
Еще один важный момент. В соцсетях Павлов любит хвалиться своими обширными связями с силовиками. И даже рассказывал о своей якобы какой-то причастности к спецподразделению ФСБ "Вымпел". В действительности же Павлов к ФСБ никакого отношения никогда не имел. Он был призван на срочную службу в мае 1992-го года и оказался в подразделении, обеспечивавшем охрану военных объектов. Рядовой Павлов отслужил в бригаде охраны Центральных органов военного управления в Москве. При этом в боевых действиях не участвовал, госнаград и знаков отличий не имеет.
И, наконец, примечательно, что когда ему присвоили иноагентский статус, Павлов заявил, что гордится этим. А теперь он через суд намерен обжаловать его. Чем "гордый статус" не угодил ушлому предпринимателю, остается только догадываться.