28.08.2024 07:39
Общество

Вундеркинд из Уфы рассказал, в чем секрет его успеха

Текст:  Айгуль Камаева
Российская газета - Неделя - Башкортостан: №192 (9434)
Восемнадцатилетний Вадим Харисов из Уфы давно привык, что его называют вундеркиндом, хотя себя им не считает, но и не смущается, когда про него так говорят. В его копилке уже четыре золотые медали международных олимпиад по химии, а также многочисленные победы во Всероссийской олимпиаде школьников и других интеллектуальных состязаниях различного уровня. В чем секрет его успеха, выяснил корреспондент "РГ".
Благодаря олимпиадам Вадим уже побывал в Казахстане, Швейцарии, Китае и Саудовской Аравии. / Айгуль Камаева/ РГ
Читать на сайте RG.RU

Мы встретились с Вадимом и его мамой Зульхидой Табиповной в редакции после триумфального возвращения домой сборной России с Международной олимпиады по химии, проходившей в Саудовской Аравии. Высокий, серьезный и спокойный, Вадим внешне совсем не похож на "ботаника", скорее на обычного школьника.

- Вообще-то, я не любил учебу. Но раз надо, значит, надо, да и маму нельзя было подводить. Учиться несложно: ходишь на уроки, выполняешь домашние задания, в итоге - отличник, - признается Вадим. - До определенного момента не задумывался, зачем мне все это и что будет потом. А когда попробовал себя в олимпиадах, понял: в будущем знания могут оказаться мне полезными. Наверное, каждый школьник должен осознать, куда он будет двигаться дальше, найти единомышленников и идти к своей цели.

Отправной точкой для Вадима послужил кружок по химии, организованный Ассоциацией наставников олимпиадного движения (АНОД) в Республиканском инженерном лицее-интернате (РИЛИ). После участия в республиканской олимпиаде юниоров по химии (аналог Всероссийской олимпиады школьников, только для 7-8 классов), в которой юноша одержал свою первую победу, он оказался под крылом наставников АНОД. Вадим стал постоянным участником программ образовательного центра "Сириус", химических летних школ и всевозможных состязаний.

- Тебе понравилось побеждать?

Юный уфимец победил во Всемирной олимпиаде по химии в Саудовской Аравии

- Нет, просто я понял, что у меня может что-то получиться по-настоящему хорошо, - говорит Вадим.

Кстати, его отец старался привить сыну любовь к спорту, поэтому будущий гений в детстве успел поиграть в футбол, хоккей, занимался единоборствами и даже танцами, но ничего из этого его не зацепило. Однако наш герой с удовольствием играет в настольный теннис и любит заниматься на тренажерах. Компьютерные игры себе тоже позволяет, но ограничивает по времени.

Секреты воспитания

Когда мы разговаривали с Вадимом, его мама смотрела на него и улыбалась: успела соскучиться, пока сын был в Саудовской Аравии. Зульхида Табиповна - учитель английского языка. Чтобы быть ближе к сыну после его поступления в седьмом классе в Республиканский инженерный лицей-интернат, она переехала из Межгорья в Уфу и устроилась в РИЛИ воспитателем.

- Честно говоря, когда Вадим родился, я все думала, как его всему научить. В три года он уже начал считать: по дороге в садик мы с ним пересчитывали ступеньки, деревья, цветочки. А к пяти годам сам научился читать. Хорошие воспитатели в садике, а затем грамотные учителя, которые постоянно отправляли Вадима на различные конференции, конечно, дали толчок. Ну и оборудованные лаборатории и прекрасные педагоги Республиканского лицея-интерната - все это помогало сыну развиваться, - говорит Зульхида Табиповна.

/ Личный архив Харисовых

- А как же девушки и развлечения? - не смогла удержаться я от вопроса к Вадиму.

- На все это нет времени. У нас в лицее практикуется раздельное обучение девочек и мальчиков, поэтому на романтические отношения не отвлекаешься. На развлечения тоже. Подготовка к олимпиадам занимает большую часть дня, - признается он.

- Вадим у нас упорный! Задачи по химии порой до пяти утра решает, пока не сделает, не ложится! Поэтому и режима у него как такового нет, - отмечает мама.

Минобрнауки изменит условия зачисления в вузы для олимпиадников

Еще один важный момент: в РИЛИ олимпиадникам дают право свободного посещения уроков, чтобы ребята могли направить все свои силы на подготовку к состязаниям. Однако никто их не освобождает от итоговой аттестации и сдачи экзаменов по основным предметам, так что учиться все равно приходится.

Особенности подготовки

На вопрос, как относятся на международных олимпиадах к российским школьникам, Вадим Харисов ответил:

- На самом деле, к нам очень хорошо относились, потому что наша сборная по химии сильная. Мы часто берем "золото", входим в топ-5 сильнейших участников, другие команды нас уважают. Ведь для кого-то почетно стать хотя бы призером этой олимпиады, а наша цель всегда - только абсолютная победа! - говорит Вадим.

- Как же подготовиться к олимпиаде, чтобы победить?

- На этапе, когда только начинаешь знакомиться с химией и олимпиадными заданиями, важно иметь наставника, который даст основы, подскажет дополнительную литературу для чтения и предложит задачи. Когда уже есть основа, можно самостоятельно решать задания олимпиад предыдущих лет и отрабатывать практическую часть на различных сборах, - говорит Вадим Харисов. - Есть известная фраза Майка Тайсона: "План есть у каждого до тех пор, пока не пропускаешь удар в челюсть". Поэтому не вижу смысла как-то себя настраивать, все может пойти не так. Перед олимпиадой ни о чем не думаю, прихожу, сажусь и пишу.

Кстати, в этом году Вадим сдавал ЕГЭ. Результаты оказались впечатляющими: 97 баллов по химии, 95 баллов по математике и 72 балла по русскому языку. С такими итогами, а тем более имея за плечами победы во Всероссийской школьной олимпиаде, молодой человек мог выбрать любой вуз страны. Он предпочел остаться в Башкирии и поступил в Уфимский государственный нефтяной университет.

- Во многом мое решение связано с тем, что я хочу развивать олимпиадное движение в республике и не собираюсь уезжать из Уфы, мне здесь нравится, - объяснил Вадим.

- Так в чем же твой секрет успеха?

- Мне кажется, в мотивации и трудоспособности. Я могу много часов сидеть за учебниками, решать задачи, потому что знаю, чего хочу. Но помимо цели, заставляющей двигаться вперед, важно чтобы рядом были единомышленники, которые бы поддерживали и при необходимости подталкивали вперед. У меня тоже есть такие люди - это мои наставники и мама, - отметил Вадим Харисов.

/ Личный архив Харисовых
Цифра

52 школьника Башкирии стали победителями и призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2024 году.

Мнения

Тимур МАННАНОВ, председатель Ассоциации наставников олимпиадного движения:

- На самом деле, олимпиада не для гениев. Согласно расхожему утверждению, успех - это 1% таланта и 99% труда. Каждый ребенок талантлив, нужно только определить в каком направлении. А потом создать условия для реализации потенциала, сделать так, чтобы было интересно, тогда будет и результат.

У нас в Ассоциации более 30 наставников. В основном это олимпиадники, обучающиеся в вузах Башкирии. Мы рассказываем школьникам об олимпиадном движении, помогаем в подготовке, в том числе и в онлайн-формате, проводим регулярные занятия и организуем интеллектуальные турниры, конференции, конкурсы, летние школы. Результаты такой работы - победы ребят. Вадим Харисов - только вершина айсберга. В этом году выпускники, которые занимаются с нашими наставниками, выиграли более 100 дипломов всероссийских олимпиад по химии, дающих право поступить в вуз без экзамена по аттестату либо получить 100 баллов на ЕГЭ. Не говоря уже об олимпиадах муниципального и регионального уровней - воспитанники АНОД выиграли более 70% всех дипломов республики по химии.

Подчеркну, участие в олимпиаде всегда приносит положительный результат, необязательно диплом, даже без него это рост успеваемости в школе и благополучная сдача ЕГЭ.

Дина ИОНИС, семейный психолог, арт-терапевт:

- Часто родители мечтают вырастить детей-гениев и водят их на множество занятий. Но каждый ребенок на протяжении своей жизни должен пройти все стадии развития, важны и детские игры, и моменты ничегонеделания. Большое количество кружков и жесткое планирование жизни ребенка родителями порою мешают ему понять свои желания, а в дальнейшем могут привести к развитию у него инфантильности, нежелания брать на себя ответственность.

Важно соблюдать меру в количестве кружков, баланс между интеллектуальными и физическими занятиями и позволять ребенку хотя бы час в день делать то, что он хочет, даже если это просто разглядывание потолка. Такой час для себя поможет детям в самоопределении, да и взрослым пойдет на пользу посвящать себе хотя бы 60 минут в день.

Образование Башкортостан Уфа