В пояснениях к проекту постановления отмечалось, что цель запрета - обеспечить работой в такси граждан РФ и повысить уровень безопасности перевозок. Хватит ли региону водителей с российским паспортом для полного "импортозамещения"? Всего в Ленобласти в этой сфере работает 68 организаций. По данным на июль, на учете в службе занятости состояли 70 претендентов на водительские вакансии. "Введение запрета не повлечет появления критической ситуации на рынке труда и позволит заменить выбывших иностранных работников российскими гражданами", - утверждается в документах.
Однако есть и другие прогнозы. По данным Ассоциации "Пассажирских перевозчиков Ленинградской области", до недавних пор иностранцы составляли не менее 30 процентов от общего числа водителей такси, а с учетом нелегалов - до половины.
- Введение запрета вовсе не означает, что они сразу поставят машину, отдадут ключи и уедут на родину, - полагает генеральный директор Ассоциации Андрей Белов. - Скорее всего, мигранты снова сядут за руль. А если у них не получится работать на прежних маршрутах у агрегаторов, они начнут ловить клиентов у рынков, вокзалов, станций метро и так далее. В итоге мы можем вернуться в девяностые годы, когда водительская "мафия" контролировала все доходные участки. Безусловно, надо давать работу нашим гражданам. Но переход к этому не будет простым и быстрым. "По щелчку" проблема не решится - нужен жесткий контроль со стороны соответствующих органов.
Сколько времени понадобится на замещение иностранцев россиянами, сказать трудно. Никто не знает, какое количество мигрантов останется и попытается легализоваться, сколько из них уйдут в тень. Но ограничение неминуемо приведет к повышению стоимости услуг такси до 50 процентов, считает Андрей Белов.
- Это закон бизнеса: чем меньше водителей и машин, тем выше цена. К тому же приближается осенне-зимний период, когда услуги такси традиционно дорожают. Люди возвращаются из отпусков, заказов становится больше, а скоростной режим и пропускная способность дорог уменьшаются. Если летом водитель за смену выполняет 15-20 заказов, то зимой - в полтора-два раза меньше. При этом расходы на бензин и обслуживание машин остаются прежними, - поясняет эксперт.
С тем, что из-за обострения дефицита водителей можно ожидать дальнейшего роста стоимости поездок, согласны и в Общественном совете по развитию такси. По его данным, в мегаполисах доля иностранцев среди таксистов выше, чем на других территориях. И нельзя забывать, что Ленобласть тесно связана с Петербургом. Так, города Кудрово и Мурино формально относятся к региону, но фактически это густонаселенные районы города.
- Исправить кадровую ситуацию в отрасли быстро вряд ли получится, - отметила в комментарии "РГ" руководитель пресс-службы Общественного совета Екатерина Киселева. - Следует учитывать, что на ситуацию влияет не только ограничение на трудоустройство иностранцев, но и в целом невозможность соответствовать новым законодательным требованиям, а также уход водителей в зону СВО.
Общественники также допускают, что иностранные таксисты со своими автомобилями могут продолжить работу нелегально. Обеспечить надзор за ними станет сложнее, поскольку они выйдут из-под контроля со стороны служб заказа и региональных систем. Следить за нелегалами можно будет только в ручном режиме на дорогах, подчеркивает Екатерина Киселева.
Кстати, официально контроль за выполнением постановления в Ленобласти возложен на органы полиции. Нарушителям грозят штрафы.
38 субъектов РФ ввели ограничения на работу мигрантов в сфере такси.
В региональном комитете по труду и занятости населения уточнили, что запрет касается далеко не всех иностранцев. Он не распространяется на граждан государств - членов Евразийского экономического союза, а также визовых стран. К примеру, таксисты из Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии смогут и дальше крутить баранку в Ленобласти. А гражданам Азербайджана, Молдовы, Таджикистана и Узбекистана, видимо, придется менять работу.