29.08.2024 10:40
Общество

В Новосибирской области нашли системный подход к развитию беспилотной авиации

Текст:  Наталья Решетникова (Новосибирск)
Российская газета - Экономика Сибири: №193 (9435)
На проходящем в Новосибирске международном форуме технологического развития "Технопром" представлен новый беспилотный летательный аппарат "Журавль", созданный в Институте интеллектуальной робототехники Новосибирского государственного университета (ИИР НГУ). Его отличие от "собратьев" - он способен сам "видеть", а в дальнейшем сможет распознавать местность и выстраивать маршрут самостоятельно.
Выпуск и эксплуатация беспилотников требуют взаимодействия научного сообщества, производства и сферы образования / Павел Львов/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Ранее с разработкой ознакомились посетители форума "Армия-2024", который состоялся в Подмосковье. Как сообщили в пресс-службе вуза, "Журавль" - один из представителей платформы беспилотных летательных аппаратов, над которой работают в ИИР НГУ. Директор института Алексей Окунев сообщил, что в "Журавле" решены задачи навигации с помощью искусственного интеллекта (ИИ), а точнее - машинного зрения, а также с применением алгоритмов распознавания объектов.

- Аппарат строит свою траекторию полета на основе того, что он "видит", а не по координатам, переданным со спутника. Поэтому БПЛА будет работать даже в случае нестабильного сигнала глобальной спутниковой системы, - пояснил директор ИИР НГУ.

В соревнованиях по ориентированию дронов, состоявшихся в рамках проектно-образовательного интенсива "Архипелаг 2024", беспилотник пролетел по заданной траектории, руководствуясь только собственным техническим зрением. Разработчики видят следующую задачу в увеличении доли ИИ в управлении дроном.

Уже создано несколько экспериментальных образцов, которые отличаются друг от друга по содержанию и функционалу. Но в НГУ считают важным запустить единую платформу, на основе которой можно будет разрабатывать самые разные виды дронов, объединенные общими свойствами.

В Новосибирске создали беспилотник "Журавль"

Развитие сферы БПЛА, сценарии их применения, создание нормативной базы для работы дронов, разработка защитного каркаса для беспилотников, подготовка кадров для новой отрасли - среди ключевых вопросов, обсуждаемых на "Технопроме-2024". По словам министра науки и инновационной политики Новосибирской области Вадима Васильева, в регионе есть все предпосылки для развития отрасли - производственный комплекс, высокотехнологичные компании, сильная научно-образовательная база, малый и средний бизнес, кадровый потенциал, площадки для проведения исследований и испытаний.

Весной этого года распоряжением регионального правительства создан "Научно-производственный центр беспилотных авиационных систем Новосибирской области". По сути это единый оператор в данной сфере, который разворачивает работу по координации, обеспечению взаимодействия между научным сообществом, производством и сферой образования.

- Внедрение БАС в повседневную эксплуатацию требует опережающего развития инфраструктуры взлетно-посадочных площадок, аэродромов, вертодромов и перспективных дронопортов, предоставляющих наземное и техническое обслуживание беспилотных авиационных систем, а также инфраструктуры для интеграции беспилотников в единое воздушное пространство Российской Федерации, - отметил тогда Вадим Васильев.

Гендиректор научно-производственного центра беспилотных авиационных систем Новосибирской области Тимур Бъядовский подчеркнул, что в сферу интересов НПЦ входят различные направления - это создание среднетяжелых беспилотников, проведение натурных и цифровых испытаний, обучение, разработка интеллектуальных аналитических систем и цифровых двойников.

Участниками проекта стали ведущие авиационные производственные предприятия и образовательные учреждения региона. Среди них - Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), НГУ, Сибирский госуниверситет телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ), Сибирский НИИ авиации им. С. А. Чаплыгина и другие.

- Наш вуз предоставил площадки для размещения резидентов НПЦ. Такое сотрудничество нам очень выгодно: студенты будут близки к индустриальным партнерам, смогут проходить практику и вести проектную деятельность на предприятиях. Кроме того, в нашем вузе есть факультет летательных аппаратов, мы являемся разработчиками элементов БАС. Недавно демонстрировали свою разработку - беспилотник "Сарма" грузоподъемностью чуть более 100 килограммов и с размахом крыла до двенадцати метров. Также занимаемся созданием беспилотников меньшего размера и эффективных электрических машин для БПЛА, - сообщил ректор НГТУ Анатолий Батаев.

В России запустили первый беспилотный поезд

Новую дисциплину, связанную с беспилотниками, внедрили в СибГУТИ. Она включает освоение навыков программирования, пилотирования и сборки БПЛА. Как сообщили в медиацентре вуза, также в процессе обучения студенты получат практические навыки 3D-печати, в частности, научатся печатать элементы корпуса квадрокоптера.

- Студенты осваивают навыки пилотирования, программирования, сборки, ремонта коптеров, пайки элементной базы, то есть полностью погружаются в это направление, - отметил старший преподаватель кафедры радиотехнических систем Роман Воробьев. - У нас есть возможность проведения натурных испытаний, есть полигон, где ребята могут проверять и свои изобретения.

Так, студенты работают над проектом антенны для увеличения дальности полета и испытывают ультразвуковую систему локального позиционирования дронов при роевом полете в замкнутом пространстве.

Среди возможных направлений использования БАС в Новосибирской области называют сельское хозяйство, геологоразведку и добычу полезных ископаемых, строительство, лесное хозяйство, топливно-энергетический комплекс, сферу развлечений и археологию.

На форуме "Городские технологии", который проходит в рамках "Технопрома-2024", рассматривают возможности БПЛА в городском хозяйстве, а именно их применение в сферах охраны окружающей среды, ЖКХ, различного мониторинга. На форуме представлена беспилотная платформа для уборки улиц и жилых кварталов, разработанная новым предприятием "Робком".

- Это беспилотные гусеничные платформы. Человек может управлять ими удаленно, находясь в теплом помещении, - по-яснил заместитель мэра Новосибирска Максим Останин, уточнив, что дальность действия беспилотника - один километр.

В июле этого года успешно прошли испытания нового робота-мульчера "Саранча", который за считанные минуты справился с высокой травой. Дрон-газонокосилка, как отмечают разработчики, в десять раз эффективнее ручного труда (может заменить десять-пятнадцать человек) и значительно облегчит благоустройство городских территорий.

В зоне СВО испытали комплекс для борьбы с дронами "Чистюля"

- Учитывая, что у нас не хватает дорожных рабочих, такие беспилотники могли бы стать подспорьем для содержания зеленых зон в городе, - отметил заместитель начальника управления автомобильных дорог мэрии Новосибирска Евгений Антонов.

Прямая речь

Вадим Васильев, министр науки и инновационной политики Новосибирской области:

- Около десяти-пятнадцати инновационных проектов, в том числе в сфере БАС, получат региональную поддержку. Разработчиком госпрограммы по беспилотникам выступает минпромторг РФ. Мы совместно с коллегами принимали активное участие в ее формировании. Меры поддержки есть и на федеральном, и на региональном уровне. Наши меры - трансфер технологий: мы финансируем пятьдесят процентов затрат, средства предназначены на заказные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Наука Новосибирск