29.08.2024 16:28
Культура

Валерий Кичин: Идея тенора Террановы делать короткие оперные дайджесты, чтобы привлечь к серьезной музыке молодежь, совсем не нова

Текст:  Валерий Кичин (кинокритик)
Идея итальянского тенора Террановы делать короткие оперные дайджесты, чтобы привлечь к серьезной музыке молодежь, совсем не нова. Да, молодые приучены к другим темпам жизни, не читают лонгриды, многие способны выдержать трехминутный клип, но не трехчасовой спектакль. Все так - и не так.
Валерий Кичин, кинокритик / Сергей Куксин/ РГ
Читать на сайте RG.RU

Молодые, как и зрелые, и старые, - разные. Я видел симфонические залы, забитые молодежью. Не страдают от дефицита разновозрастной публики оперные театры. На яркие оперные премьеры билеты добывают за месяц. Так что бить тревогу, по-моему, нет причин. А сравняться по массовости со стадионными рок-концертами опера не сможет - другое интеллектуальное наполнение.

Вся история доказала, что послушно следовать за массовым вкусом - для искусства гибель. И вот здесь несомненно есть проблема. Массовый вкус взращивается, как английский газон. Когда в СССР из каждого репродуктора доносились Чайковский и Верди, голоса Лемешева и Неждановой, то и массовый вкус был принципиально иным. Потому что Чайковский с Верди входили в повседневный быт и ненароком формировали вкусы. И массы писали в музыкальные редакции просьбы в "Концерте по заявкам" исполнить арию Надира. Сейчас классика сослана в резервации типа канала "Культура", что громогласно отводит опере место загона "для ушибленных".

Понимаю: дело зашло слишком далеко, и среднестатистический гражданин хоть Италии, хоть России привык интересоваться только последним писком моды, но не вековыми пластами мировой культуры. Значит, когда-то надо задуматься и о школьном образовании, где культура восприятия искусств должна занимать видное место. Ведь уже нет даже уроков пения, не говоря об уроках музыкальной грамоты. Литература, кино, музыка в их классическом варианте должны сопровождать детвору сызмальства. Не вытесняя насильственно, как прежде, массовые музыкальные жанры, но с ними сосуществуя на равных - как разные рукава одной реки.

Габариты оперных шедевров - проблема не новая. Редкие смельчаки отважатся ставить "Кольцо" Вагнера или "Хованщину" Мусоргского без значительных купюр. Давно практикуются две версии "Волшебной флейты" Моцарта - полная и детская, сказочная. Ставя "Риголетто" Верди на многотысячной сцене театра на озере в австрийском Брегенце, играют без антрактов, в сокращении просто потому, что если такая толпа ринется в буфет - снесет трибуны. В сокращенном варианте ставили "Аиду" в египетской пустыне у египетских пирамид. И тенденция использовать новейшие технологии для того, чтобы сделать оперу еще более зрелищной и современной, обозначилась давно и успешно.

Иными словами, в предложении синьора Террановы нет ничего нового. Хотя именно в "Богеме", опере преимущественно камерной, ждать особой зрелищности не приходится.

Музыкальный театр