То есть всюду аншлаги.
И это при том, что попасть на спектакль в Москве сегодня - а тем более вдвоем, с супругом или ребенком - становится удовольствием, прямо скажем, разорительным.
В преддверии нового театрального сезона "РГ" попыталась выяснить: поход в театр - уже роскошь для счастливых избранников или все еще праздник, доступный каждому? Мы расспросили руководителей нескольких популярных московских театров. Хотя вопрос о ценах на билеты, разумеется, касается теперь совсем не только их, а все театры - это подтверждает и статистика. В этом нетрудно убедиться любому, кто регулярно заглядывает в театральные кассы...
Директор Театра им. Вахтангова Кирилл Крок: Самый дорогой билет у нас сегодня - 12 тысяч
- В прошлом сезоне самый дорогой билет на самый популярный спектакль "Война и мир" стоил от 10 до 11 тысяч. В этом сезоне максимум - 12 тысяч. Замечу, что эта цена распространяется только на vip-зону партера, это около 40 билетов. Мы позволяем себе поднять цену один раз в сезон: сентябрь обычно не трогаем, а вот с 1 октября стоимость корректируется. Почему?
Театр существует не в безвоздушном пространстве и не на гособеспечении - если мы видим инфляцию, рост цен, то это отражается и на нашей экономике. Конечно, мы замечаем, что вместе с растущей ценой на билет меняется и зритель: не каждый может позволить себе слишком дорогие билеты. Поэтому Вахтанговский - наверное, единственный театр Москвы, у которого нет билетов по 18-20 тысяч рублей. Иначе мы просто теряем часть своей публики, а это очень печально. На ту же "Войну и мир", даже при наличии мест по 12 тысяч, можно спокойно купить билет и за 400 рублей. Другое дело, что, конечно, это не партер.
Директор "Мастерской Петра Фоменко" Андрей Воробьев: Цены всегда зависят от зрительского спроса на спектакль
- Сейчас у нас открыты продажи на сентябрь, октябрь и ноябрь. Готовы начать продажи и на декабрь. При этом по сравнению с июлем цены не изменились, с началом сезона мы их не увеличили. Хотя в прошлом сезоне увеличивали, но как правило, на лучшие места - чтобы составлять конкуренцию спекулянтам, которые скупают билеты по дешевке и продают их втридорога. Но даже в прошлом сезоне на 90 процентов билетов других категорий цены не менялись, их удалось сохранить.
Да, на популярные спектакли есть билеты по цене свыше 10 тысяч. Но одновременно на подавляющее большинство наших спектаклей зрители могут купить билеты по цене от 750 до 1500 рублей - это приемлемые цены, не самые высокие, с моей точки зрения, для драматического театра. Проблема только в том, что эти билеты, конечно, раскупаются быстрее, часто больше чем за месяц.
Худрук театра "Модерн" Юрий Грымов: Поход в театр - не будни, а роскошь
- Да, театр - это роскошь, которую вы себе можете позволить. Не хочу оправдываться, но театр - в принципе трудно доступная вещь. Наш спектакль "Война и мир" - это около 70 актеров, хор, 423 костюма, 25 человек обслуживает спектакль, не считая уборщицы, администратора, капельдинеров. Как вы думаете, сколько стоит химчистка 423 костюмов? И не просто химчистка - ведь это исторический костюм, бисер, вышивка…
Человек, который платит приличные деньги, приходя в "Модерн", получает за эту сумму не только спектакль. Он получает живую музыку - причем у нас в фойе не просто тапер играет, у нас периодически играет бесплатно Тони Карапетян, один из лучших джазовых музыкантов России.
Зритель получает прекрасный буфет с адекватными - подчеркну это особо! - ценами. У нас самая большая винная карта, лучшие эклеры в Москве, и все это недорого. Но билет - дорого. Я могу посоветовать зрителям одно: если вы видите билеты по 300-500 рублей, а так бывает, задайтесь вопросом: что вы получите за эту сумму?
Владимир Жуков, директор Театра имени Пушкина
Будет ли повышение цен на билеты?
- В летний период мы планируем стоимость билетов на новый театральный сезон: анализируем продажу билетов в прошедшем сезоне, сравниваем с ценами на билеты в другие театры, учитываем стоимость товаров и услуг в повседневной жизни, пересматриваем заработные платы сотрудников театра и обсуждаем возможность их повышения. Большая часть заработной платы формируется именно из доходов театра от продажи билетов, что, конечно, связано с их стоимостью. Несмотря на то, что запланировано увеличение окладов сотрудникам и артистам театра, а на товары и услуги наблюдается повсеместное подорожание, стоимость билетов мы решили пока не увеличивать. Это обусловлено тем, что невозможно спрогнозировать рост заработных плат жителей Москвы и гостей столицы и быть уверенными в том, что он пропорционален росту цен, а все эти факторы напрямую влияют на сохранение возможности посетить театр. Самое главное для нас сегодня, чтобы зритель приходил, отвлекался, общался и получал столь необходимые ему эмоции.
Как удается сдерживать рост?
- В основном, благодаря планированию, здравому подходу к трате средств и оптимизации расходов. Это всегда нелегко. Ведь стоимость товаров и услуг, а соответственно, расходы на постановки – растут год от года.
Какова средняя цена билета в Театре им. Пушкина?
- В новом театральном сезоне на спектакли основной сцены цена билета варьируется от 400 до 12 000 рублей, на спектакли филиала значительно ниже: от 400 до 3 000 рублей за билет. Средняя цена билета на основной сцене – 4 500 рублей и 1 000 рублей – в филиале.
Что говорит статистика и как ее объясняют театры?
Цены на билеты в театр растут гораздо быстрее остальных развлечений: если в прошлом году средняя цена билета (по данным разных операторов) составляла в Москве от 2000 до 2600 рублей, то в этом - уже 3854 рубля.
Сервис "Яндекс. Афиша" фиксирует, что за первое полугодие чек вырос сразу на 25 процентов! Для сравнения: концерты, которые у зрителей на первом месте по популярности (театр - на втором), выросли с начала года всего на 8 процентов.
Причин много, но среди главных, говорят в театрах, - увеличились затраты на постановки. Вот, например, "ценник", поразивший многих под занавес прошедшего сезона: премьера "Кабаре Пушкин" обошлась "Ленкому" в 70 миллионов рублей, 20 из них стоила уникальная сценическая конструкция.
Новый худрук Театра сатиры Евгений Герасимов на днях рассказал, что в возглавляемом им теперь театре есть спектакли, на создание которых было потрачено 40 миллионов рублей: "Это очень затратно, потому и подняли цены". Впрочем, он же напомнил, что в каждом театре есть немало социальных билетов для льготных категорий, и заверил, что ближайшая премьера "В джазе только девушки" на доступности билетов не скажется: "Это дорогой спектакль, но мы не будем поднимать цены на билеты, как это делают другие".
И все-таки вопросы остаются. Дорожает все. Затраты на спектакли с каждым днем растут. Это понятно. Но при этом большинство театров - тем более, столичных, модных или статусных, - обласканы и спонсорами из больших и средних бизнесов, и разными радеющими и способствующими пиджаками. Залы в театрах с каждым годом очевиднее расслаиваются - партеры всё толще, галерки всё тоньше. Очевиднее становится, куда театрам с каждым годом выгодней, доходнее нести своё искусство. Тут объясняй, не объясняй, хоть сто причин. А все-таки лукавство в том, что в наши дни большие кошельки и разные вольтеровские кресла - якобы верный признак истинных знатоков и ценителей искусства. А галерки - нагрузка, соцпакет, довесок к солидным, уважаемым партерам. Как это все меняет изнутри сами театры, как это нередко объясняет их репертуары, жанры, творческие поиски - на самом деле вот вопрос, который ждет своих исследователей.
А пока , конечно, зрители, которым недоступна роскошь приличного места в театре, должны искать билеты на свои галерки, копить полгода на поход в театр. И, кстати, им не стоит забывать, что можно еще воспользоваться Пушкинской картой.
5 дорогих московских спектаклей
- "Вишневый сад", Мастерская Петра Фоменко - 20 тысяч, амфитеатр
- "Матросская тишина", Театр Олега Табакова - 20 тысяч, партер
- "Дачники на Бали, или "Асса" 30 лет спустя", Театр на Бронной - 15 тысяч, партер
- "Кабаре", Театр Наций - 18 тысяч, партер
- "№ 13D", МХТ им. Чехова - 8500, партер