02.09.2024 20:00
Экономика

Поморы прошли на легкой лодке через тяжелые льды

Текст:  Татьяна Сухановская (Архангельская область)
Российская газета - Федеральный выпуск: №196 (9438)
Команда энтузиастов Товарищества поморского судостроения совершила сложнейший переход по трассе Севморпути от Архангельска до Сибири: экспедиция "Мангазейский морской ход" прошла под парусами и без мотора на карбасе "Матера", сшитом вицей на архангельской верфи.
Семь дней подряд мореходам приходилось выходить на торосы и прокладывать путь баграми. / Вячеслав Мизин / Проект "Мангазейский морской ход"
Читать на сайте RG.RU

Из Архангельска экспедиция вышла в июне на двух лодках: карбас сопровождал катамаран. В составе команды - девять яхтсменов, исследователей, художников. Путь пролегал через Белое, Баренцево и Карское моря, Канинский и Ямальский волок. А по дороге "Матера" превращалась в плавучий лекторий: путешественники останавливались в деревнях и селах Арктики, проводили встречи с жителями, рассказывали об истории северного судостроения и мореходства.

Теперь главные трудности остались за кормой - путешественники вошли в Обскую, а затем в Тазовскую губу и реку Таз. Когда они отдыхали в поселке Тазовском, мы смогли связаться с руководителем экспедиции - шкипером Евгением Шкарубой.

Риск был реальным: в Байдарацкой губе Карского моря экспедицию затерло во льдах, семь дней подряд мореходам приходилось выходить на торосы и прокладывать путь баграми. Перед началом похода мы говорили про поморские технологии и умение плавать, но даже не предполагали, что придется пробиваться через плотную ледовую перемычку: карбас "выдавило" на лед. Целую неделю мы были заперты: лед то сходился, нагромождался, крушился, то "разжимался", открывая разводья и давая нам дорогу. Наблюдать за этим было очень интересно: постепенно мы вошли в ритм стихии и начали ждать нужный момент. А все необходимое на борту имелось - бревна для волока и крюки".

Еды хватило на весь переход: путешественники готовили ее в камбузных ящиках с газовыми плитами. А вот питьевую воду приходилось добывать на льду - черпать в лужицах, "выплавленных" солнцем на поверхности, или греть снег.

Одним словом, Мангазейский ход яхтсмены постигали во всех его проявлениях. Хотя поморы пробирались через торосы на более крупных судах - кочах и шхунах, а не на карбасе, единственным укрытием от непогоды на котором остается только буйно (тент). Поэтому экспедицию можно считать практически первым в истории переходом на легкой лодке через тяжелые льды. Теперь потомки поморов готовятся покорить Москву - карбас и катамаран они погрузили на прицепы и автотранспортом отправились в столицу.

Мангазейский морской ход
Туризм Образ жизни