03.09.2024 09:00
Общество

Путь трамвая: от "лошадиной конки" до наших дней

Текст:  Кирилл Седов
Сентябрь следующего года ознаменуется 145-летием со дня запуска первого в России электротрамвая. В то время это был настоящий прорыв в области развития общественного транспорта. В отличие от конки, которая ехала со скоростью всего 7 км/ч, трамвайный вагон на электрической тяге мог разгоняться аж до 36 км/ч и вмещал до сорока пассажиров.
Калужская площадь в Москве, 1929 год. / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Трамваи на льду

Однако, в далеком 1880-м, когда изобретатель Федор Пироцкий продемонстрировал петербуржцам возможности нового электротранспорта, осуществить его повсеместное использование не удалось. И в Питере, и в других городах России были заключены контракты с компаниями-перевозчиками, которые на правах долгосрочной аренды владели практически всеми центральными улицами и были против электрификации вагонов, т.к. получали значительные средства за счет эксплуатации конки.

Тем не менее, власти Санкт-Петербурга нашли выход. В 1894 году первые общественные трамваи начали свое движение прямо по льду реки Нева. Их так и назвали "Ледовые трамваи". Функционировали они с января по март. Были сделаны из вагонов конки. Скорость движения достигала 20 км/ч, а вместимость составляла 20 человек. Ходили "Ледовые трамваи" по четырем маршрутам, соединяя центральные части города. В сезон их услугами пользовалось до 900 тысяч человек. Просуществовал такой вид транспорта аж до 1910 года.

Трамвайная сеть страны: развитие и упадок

И все же днем рождения российского трамвая считается 8 мая 1896 года. Именно тогда в Нижнем Новгороде заработала первая постоянно действующая трамвайная линия. Вместительный и быстрый вагон на электротяге стал самым любимым видом транспорта нижегородцев. Ежегодно трамваи перевозили 7,5 млн человек.

Трамвайное движение уверенно шло по стране: Москва, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Владивосток. Маршруты проходили через центральные улицы, места общественных гуляний, мимо храмов и рынков. Электровагоны пользовались большой популярностью. Однако первая мировая война, а затем революция и гражданская война затормозили развитие трамвая. Возобновилось оно лишь в 1926 году. Сеть для курсирования электровагонов появилась еще в пяти городах: Воронеже, Екатеринбурге, Новокузнецке, Новосибирске и Магнитогорске. При этом ходили они уже не по центральным улицам, а по жилым массивам, доставляя рабочих на новые заводы-гиганты. Развитие трамвайных сетей не прекращалось вплоть до 60-х годов XX века. Новые маршруты прокладывались даже в годы Великой отечественной войны.

/ Леонид Доренский / ТАСС

Однако в 90-е ситуация изменилась. К тому времени трамвайная сеть существовала в 70-ти городах России. Постепенно актуальность маршрутов падала, т.к. закрывались заводы, население мигрировало, средств на прокладку новых рельсов не было, вагоны изнашивались, ремонтировать их было дорого. Общественными перевозками стали заниматься частные организации. Содержание трамвайных парков стало убыточным.

Современные цифры, приведенные в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года, говорят о том, что возраст российского трамвая сегодня составляет больше 20-ти лет, а изношенность инфраструктуры равна 80-ти процентам. А ведь именно трамваи, по словами экспертов, благодаря своей вместимости, предсказуемости и безопасности способны стать альтернативой метро для многих городов России.

Возвращение трамвая в города

В итоге к решению возродить трамвайную сеть страны пришли на федеральном уровне. В рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги" 10-ти пилотным регионам были выделены целевые субсидии на восстановление в городах трамвайных сетей. Согласно соответствующему распоряжению премьер-министра Михаила Мишустина, для реализации программы по развитию городского электротранспорта (ГЭТ) на 2023-2025 годы Минтрансу России были переданы из федерального бюджета 86,5 млрд рублей.

Эти средства нацелены на закупку новых трамваев, ремонт и строительство трамвайных путей, модернизацию задействованной инфраструктуры и внедрение в регионы цифровых платформ управления городским транспортом.

/ ООО "Группа Мовиста"

Реализуются проекты с применением механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), где 30% - это невозвратные средства, которые передаются регионам из федерального бюджета, а оставшаяся часть - целевой кредит и средства частных инвесторов, которые выступают с инициативой реализации инвестиционного проекта.

Одним из таких инвесторов сегодня выступает компания "Группа Мовиста", которая еще до появления федеральной программы модернизации ГЭТ впервые в постсоветской России, применяя механизмы ГЧП, запустила межмуниципальную трамвайную линию между Екатеринбургом и Верхней Пышмой. На маршруте работает 11 современных трамваев, за первое полугодие 2024-го пассажиропоток вырос на 65 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Сегодня компания обновляет трамвайные парки и инфраструктуру уже в рамках государственной программы, работая в Липецке, Перми, Курске и Ярославле. Суммарно в этих городах реконструируют больше 168 км трамвайных путей, модернизируют инфраструктурные депо, обновят 23 тяговые подстанции и закупят 159 трамваев.

На прошедшей этим летом выставке "Иннопром" гендиректор "Группы Мовиста" Алексей Зотов рассказал Михаилу Мишустину о проектах компании и отметил, что компания могла бы реализовывать еще больше крупных инициатив, если бы и дальше получала федеральную поддержку.

/ ООО "Группа Мовиста"

"Без сомнения, нужно будет посмотреть, и еще раз скажу, что мы системно будем это поддерживать", - ответил на обращение Михаил Мишустин.

По планам, основная часть работ в рамках реализации проекта будет выполнена уже к концу 2025 года. На сегодняшний день реализовано 70% от заявленного объема. Закуплены новые трамваи, отремонтированы трамвайные линии и установлены новые трамвайные остановки, в города приходят современные системы управления транспортом. Все это, несомненно, повышает уровень жизни и получает большой положительный отклик как со стороны местных властей, так и со стороны пассажиров.

Общество