Водовозы, канистры и пруд
Авария на водопроводной инфраструктуре в Старом Осколе стала настоящим испытанием для второго по величине города Белгородской области. Во-первых, такого массового отключения жизнеобеспечивающего ресурса здесь не переживали долгие годы, во-вторых, аномальная для окончания лета 35-градусная жара добавляла и проблем с подвозом воды, и раздражения всем участникам процесса, вынужденным терпеть неудобства.
Глава округа Андрей Чесноков назвал происшедшее "нештатным ограничением водоснабжения".
"В связи с порывом на затворе магистрального водовода отключено холодное и горячее водоснабжение в Юго-Западной и Центральной частях города, районах: улицы Хмелева, Стройучастка, железнодорожного вокзала, слободы Пушкарской, а также улиц Прядченко и Мира, - написал он в телеграм-канале. - Из-за порыва остановлена подача воды в резервуары, питающие эти районы, сейчас в них минимальный уровень. В районах, подпавших под отключение холодного водоснабжения, подачу горячей воды, к сожалению, коммунальщикам также необходимо приостановить".
В обезвоженных микрорайонах начали появляться цистерны с водой. Автоматы, которые продают питьевой ресурс, очень быстро опустели. Люди вспоминали о родниках и колодцах, однако, где бы человек ни взял воду, поднимать ее приходится на этаж в квартиру. Много, как говорится, не натаскать. Ситуация накалялась во всех смыслах: обещанный ремонт не был завершен и через сутки после аварии, и многотысячный город уходил без воды во вторую ночь подряд. Со временем число абонентов, подпавших под отключение, удалось снизить, а после того, как резервуары стали заполняться водой, город наконец выдохнул. Полностью восстановить подачу ресурса всем старооскольцам получилось только спустя два сложных дня.
В соседнем городе Губкине ситуация повторилась через несколько дней, однако здесь причиной стали и порыв, и длинная трещина в одной из труб. Ремонтные работы также затянулись. Правда, часть абонентов удалось переподключить к резервной нитке - так водой удалось обеспечить более 10 тысяч губкинцев из числа попавших в зону отключения. Однако тревоги и раздражения это не сняло. Жители, вынужденные совершать часть водных процедур в местных прудах, понимания ситуации не проявили.
Миллиарды надежды
Курирующий ЖКХ замгубернатора Белгородской области Сергей Довгалюк позже на пресс-конференции назвал причину коммунальных аварий: вполне ожидаемо ею стала катастрофическая изношенность инженерных систем и оборудования.
- Один порыв устранили очень быстро. Другой произошел на стыке чугунной и стальной труб, что и привело к увеличению срока устранения. Третий порыв пришелся по шву, труба просто треснула, - уточнил он.
Сергей Довгалюк напомнил, что проблемный участок водопровода строился более полувека назад несколькими градообразующими предприятиями. Они же и занимались его обслуживанием какое-то время, однако, когда перестали это делать, о какой-то замене или обновлении речи уже не шло. Сам водопровод строился под прошлые нужды города, который с того времени вырос и требует большего ресурса.
- Там идет всего одна нитка водопровода - конечно, ее не хватает, а резервной нет, - отметил он.
Впрочем, эта ситуация достаточно распространенная. Решать проблему нужно будет строительством абсолютно новых коммуникаций. Проект уже проходит экспертизу.
Исполняющий обязанности генерального директора "Белоблводоканала" Андрей Колесников напомнил, что водопроводные системы Губкинского и Старооскольского горокругов совсем недавно были объединены с областными и теперь смогут развиваться по общей программе. Ее он представил на оперативном совещании в правительстве региона.
Амбициозные планы строительства почти 200 скважин, 136 водонапорных башен, 17 очистных сооружений, шести насосных станций, девяти резервуаров, а также обновления 260 километров водопроводных и 60 километров канализационных систем, капитального ремонта 235 километров водопровода и 51 километра канализации потребуют по нынешним подсчетам 19 миллиардов рублей. Программа рассчитана на несколько лет, и, конечно, расценки могут корректироваться.
При этом старооскольско-губкинская ситуация также отражена в планах модернизации. При этом новым проектом в том же Губкине предусмотрено строительство двух резервуаров по семь тысяч кубометров каждый вместо нынешнего, рассчитанного на четыре тысячи кубов. Кроме того, теперь водопроводные нитки предусмотрены две.
Разграничить ответственность
Помимо напряженного финансирования коммунальной инфраструктуры, которая во все времена остается затратным направлением инвестиций, эксперты назвали и другие барьеры для ее модернизации. Так, одним из таковых уже стало расположение водопроводных сетей на частной земле. Сергей Довгалюк привел в качестве примера губкинскую аварию, когда один из порывов произошел на участке местного жителя.
- Хорошо, что человек отнесся с пониманием к работам, - отметил он.
Однако строительство нового водопровода, под который нужно будет прежде всего выделить земельный участок, должно пройти после общественного обсуждения. Глава региона Вячеслав Гладков сказал об этом на оперативном совещании.
- До 1 октября нужно провести с жителями общественное обсуждение программы модернизации систем водоснабжения и водоотведения. Мне хотелось бы понимать их оценку этих планов, - отметил он.
Впрочем, вся область помнит ситуацию со строительством новых очистных сооружений рядом с прежними в белгородском пригороде Таврово. После ярого протеста группы местных жителей этим планам не суждено было сбыться. Теперь же, как отмечает Сергей Довгалюк, тавровцы просят построить ряд социальных учреждений.
- Однако ситуация с очистными не позволяет этого сделать, иначе система просто не выдержит, - отметил он. - Таким образом, те, кто выступал против новых очистных, затормозили развитие населенного пункта.