03.09.2024 10:39
Культура

В Рязани прошел фестиваль креативных индустрий

Текст:  Елена Шулепова
Российская газета - Экономика Центрального округа: №196 (9438)
20 тысяч рязанцев и гостей региона стали участниками и зрителями фестиваля креативных индустрий. В этом году он проводился во второй раз и длился целую неделю.
Творцам нужен прочный экономический фундамент. / Центр развития креативных индустрий Рязанской области
Читать на сайте RG.RU

Официально завершился он в последний день августа, но, как написал в своем телеграм-канале зампред правительства Рязанской области Артем Никитин, "остались еще незавершенные фестивальные мероприятия". Так, в течение недели продолжится создание в Рязани арт-квартала - семь муралов на фасадах городских домов создают местные художники. Продолжится, по его словам, и системная работа по поддержке предприятий, организаций, объединений, входящих в пул креативных индустрий.

Основные события проходили на территории Рязанской ВДНХ, всего же было задействовано 50 площадок, на которых демонстрировалось творчество во всех его проявлениях. Это и бесплатные мастер-классы - от шитья игрушек до нейрографики и робототехники, занятия по живописи, сценическому мастерству, латиноамериканским клубным танцам, кинопоказы под открытым небом и презентация гастрономических локальных десертов, рецепты которых были найдены во время тематических экспедиций в районы области. Конечно, были концерты и показ моделей лоскутного шитья, а еще киберсобаки, развлекающие детей.

Впрочем, во всей этой праздничной суете нашлось место и для серьезного разговора. Так, в лектории фестиваля резиденты Рязанской ВДНХ обсуждали, какое место музеи, организации гастрономической и модной отраслей занимают в креативном секторе экономики.

- В рамках фестиваля креативных индустрий мы провели тематический трек "Музей как креативная индустрия". Мы рассмотрели музей с позиции субъекта креативной экономики и тех сервисов, которые могли бы в потенциале развиваться в музейных комплексах нашего региона. Также поговорили о возможных вариантах коллаборации с различными креативными индустриями как на площадках Музея истории молодежного движения, так и в потенциале на партнерских площадках, - поделилась с "РГ" директор Музея истории молодежного движения Юлия Конева. - Выступила искусствовед Елена Бодня, которая рассказала о современном образе музея, его функциях и роли персонала. Кроме того, основательница бренда "Материя" Ксения Осина и представители модельного агентства VEGA раскрыли тему коллаборации творческих лабораторий моды и дизайна с музеями, а также поделились планами о совместных проектах с Музеем молодежи. По итогам пленарной дискуссии были определены ключевые тезисы понятия музея как креативной индустрии.

Музеям необходимо формировать инфраструктуру для развития креативных сервисов

Она напомнила, что поддержка и развитие креативных индустрий - видов экономической деятельности, основанных на индивидуальных творческих навыках и талантах, которые позволяют создать продукт, обладающий добавленной стоимостью и являющийся интеллектуальной собственностью автора - креативного предпринимателя, - является одним из актуальных глобальных трендов социально-экономического развития. В 2021 году в России была принята Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года. В документе обозначены направления креативных индустрий и сами индустрии - например, музейное дело как индустрия отнесено к направлению "Работа с культурным и историческим наследием".

В Петропавловской крепости открылась уникальная выставка работ Никаса Сафронова

- Музеи становятся не только хранилищами искусства и истории, но и важными центрами инноваций. Они открывают новые горизонты для взаимодействия с аудиторией, внедряя современные технологии, проводя увлекательные выставки и предлагая уникальные мероприятия, - подчеркнула Юлия Конева. - Из этого следует, что музеям необходимо как формировать инфраструктуру для развития креативных сервисов на своих площадках, так и выходить на внешние коллаборации с другими креативными индустриями.

Летом этого года был принят Федеральный закон "О развитии креативных (творческих) индустрий в РФ", который закрепляет целый ряд важнейших понятий в сфере креативной экономики. И в первую очередь он нацелен на создание условий для оказания системных мер господдержки креативного предпринимательства.

- В рамках обсуждения ФЗ "О развитии креативных индустрий в РФ" на фестивале мы начали собирать предложения для разработки аналогичного регионального документа, а также программы мер поддержки. В его основу лягут в том числе и данные тематического исследования, результаты которого мы обнародуем в ближайшее время, - сообщил Артем Никитин.

Кстати

В рамках фестиваля была анонсирована региональная премия "За вклад в развитие креативных индустрий". Отбор лучших проектов и креаторов запланирован на осень этого года и предполагает 10 креативных номинаций. В состав жюри премии войдут представители федеральных и региональных органов власти, эксперты креативных индустрий, блогеры и представители СМИ.


Музеи и памятники Рязань