"Агромашины из Белоруссии на 70% собраны на локальных производствах, недостающие детали закупаются у российских производителей. А отечественная спецтехника - это относительно недолгий ремонт и наличие всех комплектующих", - отмечает в беседе с "СОЮЗом" Алексей Одинцов, директор липецкого филиала авторемонтной мастерской "КарданБаланс".
Сейчас на полях помимо российской и белорусской техники работают сельхозмашины из Китая, Ирана, Турции, Аргентины, Бразилии, Западной Европы, США и других стран. При этом у аграриев зачастую возникают сложности с ремонтом импортной техники, заменой деталей, затруднены расчеты за поставляемые импортные машины и запчасти.
Россия и Беларусь реализуют совместные программы в сфере агропромышленного комплекса, предусматривая импортозамещение в машиностроении наряду с семеноводством и животноводством. При этом некоторые договоренности действуют между государствами еще с 1991 года. Часть производительной мощности белорусской техники располагалась за пределами республики и сейчас продолжает работу на территории России. "Например, карданные валы по ГОСТу советских лет до сих пор ставят на белорусскую технику. Это проверенный и годами отработанный вариант. Чаще всего аграрии сталкиваются с проблемами подвесного подшипника и шлицевого вала по причине износа, - отмечает Алексей Одинцов. - Считаю, что комплексная поддержка государств, включающая программы субсидирования аграриев двух стран, позволит нарастить мощность производителей и увеличить долю российских и белорусских тракторов на внутреннем рынке до 80%".
"Наиболее перспективным направлением сотрудничества с Беларусью является сельхозтехника, особенно сейчас, когда с нашего рынка ушли западные производители, - соглашается в разговоре с "СОЮЗом" генеральный директор ГК "Прогресс Агро" Леонид Рагозин. - Один из лидеров и сейчас, и еще на десяток лет вперед - трактор МТЗ. Белорусская техника, в том числе тракторы МТЗ, занимает около 65% парка тракторов нашей группы компаний. Универсально-пропашные колесные тракторы МТЗ-80 используются и в растениеводстве, и в кормозаготовке".
Российские аграрии отмечают заинтересованность белорусских производителей в поставках тракторов и комбайнов. Например, в этом году есть договоренность о демонстрационных работах комбайнов, доработанных инженерными службами белорусских коллег по качественным характеристикам, в первую очередь по снижению потерь при уборке.
При этом российские аграрии готовы поставлять в Беларусь семена российской селекции. "У нас хорошие по урожайности и качественным параметрам гибриды кукурузы, которые прекрасно могут возделываться на территории Белоруссии. И получены новые гибриды подсолнечника. Есть договоренность Минсельхоза Краснодарского края проводить совместно с белорусскими коллегами совместные исследования в части производства сои и подсолнечника", - говорит Леонид Рагозин.
Сегодня совместные предприятия по сборке комбайнов, тракторов действуют в Краснодарском крае. "Расширяется сотрудничество по вопросам импортозамещения в сфере сельскохозяйственного машиностроения с субъектами Владимирской, Нижегородской и Смоленской областей", - рассказывает "СОЮЗу" Наталья Киреенко, д. э. н., завкафедрой инновационного развития АПК БГАТУ, эксперт ФАО по вопросам сельскохозяйственной и торговой политики в странах СНГ.
На дальнейшее развитие сельхозмашиностроения будет влиять успешное и системное выполнение союзных программ, отмечают эксперты.
Программа Союзного государства по развитию АПК направлена на создание идентичных правил работы для аграриев России и Беларуси, повышение конкурентоспособности агропромышленного комплекса двух стран, улучшение качества продукции и увеличение объемов производства, отмечает Вадим Петров, председатель правления Ассоциации "Публичная дипломатия", член Российской делегации в UNESCO, советник директора ФГБУ "ГОИН".