05.09.2024 09:16
Власть

Владимир Путин принимает участие в пленарном заседании ПМЭФ-2024. Стенограмма

Тема форума в этом году - "Дальний Восток-2030. Объединим усилия, создавая возможности".
Читать на сайте RG.RU
Пленарное заседание Восточного экономического форума - 2024

В пленарной сессии также участвуют Заместитель Председателя Китайской Народной Республики Хань Чжэн и Премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим. Модерирует дискуссию заместитель главного редактора телеканала "Россия-24" Александра Суворова.

* * *

А.Суворова: Добрый день!

Рада вас приветствовать на пленарном заседании Восточного экономического форума. В этом году его тема звучит так: "Дальний Восток-2030. Объединим усилия, создавая возможности".

Владимир Владимирович, Вы уже не единожды говорили о том, что приоритет на весь 21 век - это развитие Дальнего Востока. Что уже сделано? Что ещё предстоит? Как сегодня Россия выстраивает взаимодействие со своими коллегами по АТР [Азиатско-Тихоокеанскому региону] и по региональным объединениям?

Искать ответы и, уверена, находить их мы будем вместе в ходе дискуссии. Но прежде, Владимир Владимирович, Вам слово. Прошу к трибуне.

В.Путин: Уважаемый господин Анвар Ибрагим!

Уважаемый господин Хань Чжэн!

Дамы и господа! Друзья!

Приветствую всех участников и гостей девятого Восточного экономического форума.

Россия, Владивосток, уже по традиции в начале сентября принимает представителей бизнеса, технологических и научных команд, руководителей ведущих компаний, органов власти, специалистов, экспертов, предпринимателей, которые проявляют интерес к российскому Дальнему Востоку, к тем действительно безграничным возможностям для созидания и взаимовыгодного партнёрства, которые открывает этот уникальный район нашей страны.

Как вы знаете, мы определили развитие Дальнего Востока, - и наша ведущая Александра сейчас сказала об этом, - в качестве национального приоритета на весь ХХI век. Важность, правильность этого решения подтвердила сама жизнь, вызовы, с которыми мы столкнулись в последнее время, и те объективные тенденции, а это самое главное, которые набирают силу в мировой экономике, когда основные деловые связи, торговые маршруты и в целом весь вектор развития всё больше переориентируются на Восток и Глобальный Юг.

Путин назвал развитие Дальнего Востока приоритетом России до конца века

Наши дальневосточные регионы дают прямой выход на эти растущие, перспективные рынки, позволяют преодолевать те барьеры, которые пытаются навязать всему миру некоторые западные элиты. И главное, как уже сказал, наш Дальний Восток является огромным пространством для проявления деловой инициативы, для запуска сложнейших проектов и формирования целых новых отраслей.

По сути, сегодня Дальний Восток безо всякого преувеличения стал важнейшим фактором укрепления позиций России в мире, нашим флагманом в новой глобальной экономической реальности. И от того, как будет развиваться Дальний Восток, во многом зависит будущее всей нашей страны.

Именно этой теме - образу будущего - посвящены около ста мероприятий, панельных сессий и круглых столов нынешнего Восточного экономического форума. В целом в мероприятиях форума принимают участие представители более 75 стран и территорий.

Очень важно, что эти дискуссии сопровождаются предметным бизнес-диалогом, приводят к конкретным инвестиционным решениям и торговым договорённостям. Отмечу, что только на последних трёх форумах было подписано больше тысячи соглашений на общую сумму свыше десяти с половиной триллионов рублей.

Словом, Восточный экономический форум по праву стал признанной площадкой для установления прочных деловых контактов и обсуждения стратегических вопросов развития российского Дальнего Востока и всего Азиатско-Тихоокеанского региона.

В ходе своего выступления расскажу о некоторых дальнейших шагах в этом направлении, о наших предложениях зарубежным партнёрам по укреплению инвестиционной, торговой, производственной, технологической кооперации на пространстве АТР и, конечно, о результатах и намеченных планах в экономике, инфраструктуре, социальной сфере Дальнего Востока, в вопросах повышения качества жизни наших граждан, жителей этого региона.

Напомню, что с 2013 года была запущена принципиально новая стратегическая программа и система управления комплексным развитием Дальнего Востока. Этот подход доказал свою эффективность. За десять лет в регионе запущены или готовятся к запуску более трёх с половиной тысяч промышленных, инфраструктурных, технологических, образовательных проектов. Темпы роста инвестиций в основной капитал на Дальнем Востоке за десять лет увеличились, и они в три раза выше среднероссийских.

Результат этих вложений тоже наглядный. Работают около тысячи новых предприятий. Создано более 140 тысяч рабочих мест. Динамика промышленного производства в регионе с 2013 года превысила общероссийские темпы на 25 процентов.

Напомню, что сейчас на Дальнем Востоке действуют 16 территорий опережающего развития и свободный порт Владивосток. Запущен преференциальный режим на Курилах. Создан специальный административный район на острове Русский, где проходит наша с вами встреча. Кстати, этот район уже обеспечил возврат в Россию из офшоров и иностранных юрисдикций активов на сумму свыше пяти с половиной триллионов рублей. Его резидентами на сегодняшний день стали более сотни компаний.

Мы обязательно продолжим идти вперёд, будем постоянно улучшать деловой климат и в России в целом, и на Дальнем Востоке, в том числе будем применять в этом регионе более новые, эффективные подходы к взаимодействию и с иностранными инвесторами.

Так, на прошлом Восточном экономическом форуме было объявлено о создании на Дальнем Востоке международных территорий опережающего развития. Они должны предлагать глобально конкурентоспособные условия для иностранных инвесторов, прежде всего, конечно, из дружественных стран.

Первый международный ТОР предполагается создать здесь, в Приморском крае. Большой интерес к нему проявляют наши китайские партнёры, а также Республика Беларусь, с участием которой в Приморье может появиться новый глубоководный порт. Прошу Государственную Думу и Правительство ускорить работу над законопроектом, необходимым для запуска международных ТОРов.

Дополнительным фактором для расширения работы с зарубежными партнёрами должно стать ещё одно нормативное решение, а именно: с 1 сентября текущего года в нашем законодательстве предусмотрена возможность использования иностранных стандартов в проектировании и строительстве. Конечно, речь идёт о стандартах тех государств, где требования к качеству, надёжности, безопасности капитальных объектов не ниже, чем у нас. Рассчитываю, что этот подход найдёт своё применение в том числе в международных ТОРах Дальнего Востока.

Хорошим примером сотрудничества с зарубежными партнёрами, крупных вложений в стройку, в создание рабочих мест должно стать развитие острова Большой Уссурийский в Хабаровском крае. Речь идёт о создании здесь крупных логистических комплексов, пунктов пропуска через госграницу, о расширении автодорожной сети.

В мае этого года в рамках государственного визита в Китайскую Народную Республику мы договорились с китайскими коллегами о совместной работе над этим проектом. Уверен, он придаст хороший, мощный импульс развитию Хабаровска и всего региона. Прошу Правительство отработать все организационные и финансовые вопросы, чтобы приступить к реализации этого плана уже со следующего, 2025 года.

Конечно, одним из ключевых вопросов для старта деловых инициатив в обрабатывающей промышленности, в жилищном строительстве и обновлении транспортной сети - во всех сферах и отраслях, является снабжение электроэнергией.

Объём энергопотребления на Дальнем Востоке растёт. Сегодня это 69 миллиардов киловатт-часов в год, а к концу десятилетия прогнозируется 96 миллиардов. При этом уже сейчас некоторые районы, населённые пункты и крупные дальневосточные инвесторы сталкиваются с нехваткой электроэнергии, вынуждены ждать ввода новых станций, из-за чего сдерживаются строительство, промышленные объекты, инфраструктура.

Уже поручил Правительству вместе с нашими крупными энергокомпаниями, деловыми кругами подготовить долгосрочную программу развития энергетических мощностей на Дальнем Востоке, предусмотреть для неё механизмы проектного финансирования.

В рамках этой программы предстоит ликвидировать прогнозный дефицит электроэнергии на Дальнем Востоке, прежде всего за счёт ввода в строй новых объектов генерации, например, таких как Нижне-Зейская ГЭС в Амурской области, которая будет не только снабжать электроэнергией сам регион и Восточный полигон железных дорог, но и поможет защитить территории, населённые пункты от паводков. Также прошу подумать о строительстве на Дальнем Востоке атомных электростанций. Вчера тоже об этом с коллегами говорили.

Подчеркну: план развития электроэнергетики должен учитывать как текущие, так и перспективные потребности бизнеса и граждан, долгосрочные задачи, которые стоят перед нашими субъектами Федерации, городами и населёнными пунктами.

Это в полной мере относится и к укреплению транспортных, логистических возможностей Дальнего Востока да и всей страны. Здесь самый значимый, крупный проект - это, конечно же, расширение Восточного полигона железных дорог.

За последние десять лет на Транссибе и БАМе построено более двух тысяч и модернизировано свыше пяти тысяч километров пути. Возведено и реконструировано более ста мостов и тоннелей, в том числе через реки Лену, Бурею, Селенгу. По итогам текущего года провозная способность Восточного полигона железных дорог должна вырасти до 180 миллионов тонн.

В этом году мы запустили очередной, третий этап развития этой важнейшей транспортной артерии. Работы ведутся, они развёрнуты.

Подчеркну: предстоит не только "расшить" узкие участки магистралей, ввести в строй более трёхсот объектов, включая дублёры Северомуйского, Кузнецовского и Кодарского тоннелей, а также мост через Амур - задача гораздо более масштабная. Так, например, на всём протяжении БАМа предстоит проложить сплошные вторые пути. При этом уже сейчас нужно думать о перспективе. Считаю, что нам нужно сделать БАМ не только полностью двухпутным, но и электрифицировать эту магистраль.

В ближайшие восемь лет на Восточном полигоне предстоит уложить 3100 километров железнодорожного полотна. Для сравнения: столько же было уложено в рамках первого и второго этапа расширения БАМа и Трансссиба, вместе взятых, и столько же - в годы строительства БАМа, с 1974 по 1984 год.

Словом, сегодня мы реализуем проект, который по масштабу больше самого крупного инфраструктурного инвестиционного проекта Советского Союза, реализованного всеми республиками СССР, причём с огромным напряжением сил.

Подобно Транссибу континентальной артерией должен стать новый автотранспортный коридор от Санкт-Петербурга до Владивостока.

Причём речь не только об увеличении объёмов грузоперевозок и повышении качества автомобильного сообщения. Со строительством коридора получит развитие и внутренний туризм: весь маршрут трассы проходит через десятки регионов Российской Федерации.

Коридор развивается поэтапно. В декабре прошлого года открыта современная автомагистраль между Москвой и Казанью. В конце текущего года она должна дойти до Екатеринбурга, а затем до Тюмени. Также будут построены обходы Омска, Новосибирска, Кемерово, Канска.

В дальнейшем, когда современная дорога достигнет Владивостока, автотранспортный коридор будет насчитывать более 10 тысяч километров, включая подъезды к пунктам пропуска через государственную границу России.

В этой связи напомню о задаче, которая была поставлена в Послании Федеральному Собранию, а именно: сократить очереди на границе, снизить типовое время досмотра грузового автомобиля. Оно не должно превышать десяти минут.

Уже в 2026 году нужно выйти на этот результат на первых пяти пограничных переходах Дальнего Востока. Кстати, на железнодорожных переходах уже сейчас достигнута хорошая динамика по скорости обработки грузов на границе.

Подчеркну: и на Восточном полигоне железных дорог, и на всех крупных автодорожных объектах России развёрнута действительно большая работа. В ней задействованы специалисты, инженеры, проектировщики из многих регионов нашей страны. Своим интенсивным трудом, ответственным подходом к делу они доказывают, что Россия может и готова строить быстро, много и качественно, реализовывать инфраструктурные, транспортные проекты национального и в полном смысле этого слова глобального масштаба.

Среди таких проектов - развитие Северного морского пути как международного логистического маршрута. За последние десять лет его грузопоток вырос почти на порядок: если в 2014 году по Севморпути было перевезено всего четыре миллиона тонн грузов, то в прошлом году - уже более 36 миллионов тонн. Это в пять раз больше рекорда советского времени.

Будем и дальше наращивать грузопоток, в том числе за счёт активного освоения арктических месторождений, перенаправления грузов с запада на восток, за счёт увеличения транзита.

Масштабный план развития Северного морского пути развёрнут. Мы строим ледоколы, развиваем спутниковую группировку, укрепляем береговую инфраструктуру, сеть аварийно-спасательных центров. Чтобы, так сказать, раскатать новые логистические маршруты, два года назад по Севморпути были запущены каботажные рейсы. Сегодня в этой схеме - 14 портов Северо-Запада, Арктики и Дальнего Востока

Отмечу, что по итогам прошлого года мощность российских портов в границах Севморпути превысила 40 миллионов тонн. Разумеется, считаем, что это только начало. Будем и дальше наращивать их возможности, модернизировать перевалку грузов, расширять ближние и дальние железнодорожные подходы к ним. В том числе это позволит нарастить мощности Мурманского транспортного узла до 100 миллионов тонн, а в перспективе, конечно же, и выше.

Отмечу, что в развитии Мурманского транспортного узла заинтересованы и наши партнёры по евразийской интеграции. Так, коллеги из Белоруссии, о которых уже вспоминал, предметно рассматривают перспективы развития портовой инфраструктуры и своих терминалов на Кольском полуострове. И мы, конечно, приглашаем к работе в этом проекте другие страны. Знаю, что заинтересованность в этой работе есть.

Добавлю, что все крупные транспортные, логистические инициативы России реализуются с привлечением передовых инженерных, цифровых и экологичных решений, что обеспечивает дополнительный спрос на продукцию отечественных машиностроительных и металлургических предприятий, на услуги строительной и других отраслей, науки и высокотехнологичного бизнеса.

Именно так - на основе самых современных подходов, с учётом качественно возросших технологических, экономических, образовательных возможностей всей страны - необходимо решать задачи стратегического развития Дальнего Востока, включая дальнейшее освоение такой сильной, базовой отрасли региона, как недропользование.

Сегодня на Дальнем Востоке добывается весь российский вольфрам, олово, плавиковый шпат и борные руды, 80 процентов алмазов и урана, больше 70 процентов серебра, 60 процентов золота страны. Вместе с тем в ключевых центрах добычи, в том числе в Якутии и на Чукотке, запасы разрабатываются давно и объективно ограничены, а спрос на полезные ископаемые растёт, причём не только на экспорт, но и на нашем внутреннем рынке.

Мы должны обеспечить ресурсный суверенитет страны, сформировать устойчивую базу для бесперебойного снабжения национальной экономики, наших регионов, городов и посёлков доступным сырьём и топливом, создать основу для производства новых материалов и источников энергии. Причём, как уже сказал, это нужно делать с использованием более эффективных отечественных технологий и научных разработок в сфере экологии и природопользования.

На нашем форуме в прошлом году было сформулировано поручение Правительству составить отдельные программы изучения недр Дальнего Востока и Сибири, включить их в федеральный проект "Геология: возрождение легенды".

Эти программы готовы. По оценке, каждый рубль государственных средств, вложенных в геологоразведку, привлечёт как минимум 10 рублей частных инвестиций. Но самое главное: вложенные средства, безусловно, окупаются - они будут окуплены, обеспечат мощную отдачу, комплексный эффект по всей производственной цепочке. Но нужно делать эту работу своевременно, понимая горизонт планирования инвестиций.

Прошу Правительство в проекте федерального бюджета на предстоящие три года заложить финансирование указанных программ в объёме, необходимом для достижения поставленных целей.

Повторю, Дальний Восток имеет потенциал кратного роста геологической изученности, в том числе речь идёт о поиске и добыче высокотехнологичного сырья: титана, лития, ниобия, редкоземельных металлов, которые требуются в экономике будущего. И главное, что всё это у нас есть.

Потенциал этих индустрий для роста дальневосточных регионов, создания рабочих мест, для повышения доступности различных услуг и сервисов, укрепления связи и логистики огромный.

Мы будем поддерживать развитие на Дальнем Востоке передовых, креативных отраслей, инфраструктуры экономики больших данных, искусственного интеллекта, в том числе организуем зону для отработки беспилотных летательных аппаратов в гражданских целях.

Чтобы задействовать на полную мощь преимущества технологического прогресса, продолжим наращивать научный и образовательный потенциал Дальнего Востока. В регионе уже началась реализация новых проектов университетских кампусов в Южно-Сахалинске и Хабаровске, но этого, очевидно, недостаточно для Дальнего Востока.

Предлагаю запустить работу ещё по нескольким проектам, а именно построить новые кампусы в Улан-Удэ, Петропавловске-Камчатском, Чите. Также реализуем строительство второй очереди кампуса Дальневосточного федерального университета здесь, во Владивостоке. В таких центрах будут созданы все условия для учёбы, работы, проживания студентов, откроются площадки для молодёжного предпринимательства и бизнес-клубы.

Будем также развивать и университеты в Арктике. В дополнение к уже запущенному проекту кампуса в Архангельске добавится такой же проект и в Мурманске.

Также на базе кампусов будут действовать передовые инженерные школы. Две такие школы - на Сахалине и во Владивостоке - уже созданы. Их задача не только готовить специалистов для промышленности и сельского хозяйства, транспорта и сферы услуг, для использования искусственного интеллекта, но и предлагать оригинальные решения для серийного внедрения в системе управления, в социальной сфере, в отраслях экономики.

На острове Русский два года успешно действует научно-технический центр компании "РусГидро". Он специализируется на инновационных разработках в сфере глобальной энергетики. Они уже активно применяются в программе технического перевооружения энергетического комплекса Дальнего Востока.

Также с участием наших ведущих компаний будет создан ещё один крупный инновационный научно-технологический центр на острове Русский - на базе Дальневосточного федерального университета. Его профилем станут изыскания и практические решения в области морской инженерии, биотехнологий, биомедицины и других перспективных направлений.

Прошу коллег из Правительства и Приморского края задействовать инструменты дальневосточной концессии для реализации проекта, а также продумать механизмы привлечения в этот центр учёных из других научных центров России, да и из других стран тоже. Имею в виду конкурентоспособные, мотивационные программы и социальный пакет для специалистов и членов их семей.

Продолжение следует...

Внутренняя политика Президент