06.09.2024 07:00
Общество

Сегодня пройдет прощание с легендарным конструктором подлодок Игорем Спасским

Сегодня пройдет прощание с легендарным конструктором подлодок
Текст:  Александр Емельяненков Илья Максимов
Российская газета - Столичный выпуск: №200 (9442)
Более 70 лет жизни уроженец подмосковного Ногинска и выпускник "дзержинки" - Ленинградского военно-морского инженерного училища имени Дзержинского - Игорь Дмитриевич Спасский отдал работе в коллективе, который известен теперь как Центральное конструкторское бюро "Рубин".
Игорь Спасский (справа) в Баренцевом море во время подготовки к подъему "Курска" / ЦКБ Рубин
Читать на сайте RG.RU

И 6 сентября 2024 года его провожают оттуда в последний путь.

Президент России Владимир Путин, находясь во Владивостоке, отозвался на эту кончину такими словами: "Игорь Дмитриевич Спасский был выдающимся ученым, истинным патриотом и подвижником. Его уникальный личный вклад в развитие научно-технической, конструкторской мысли, укрепление отечественного Военно-морского флота, обеспечение обороноспособности и национальной безопасности страны достоин самого искреннего признания".

В 1956-м Игорь Спасский стал заместителем главного инженера, в 1968-м - главным инженером, в 1974-2007 годах был бессменным начальником конструкторского бюро, где создавался и создается сейчас стратегический подводный флот России.

/ Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов, Александр Емельяненков

Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, которая хорошо знала академика Спасского, отметила "его исключительную преданность делу и яркий талант" - соединенные вместе, они оказали огромное влияние на укрепление обороноспособности нашей страны.

Человеком-легендой назвал его губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, отметив выдающие заслуги Игоря Дмитриевича Спасского перед Россией, ее Военно-морским флотом и городом на Неве, почетным гражданином которого он стал в 2002 году.

Игорь Спасский: Я бы на дне не оставлял ни одну подводную лодку

"Игорь Дмитриевич был одним из тех редких людей, чьи знания и талант направляли развитие целой отрасли, определяли ее будущее и обеспечивали безопасность нашего государства, - выделил главное губернатор Беглов. - Под его руководством Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" стало символом надежности и инноваций. На протяжении десятилетий Игорь Дмитриевич Спасский не только создавал новые поколения подводных лодок, но и сохранял коллектив единомышленников, передавая им свой бесценный опыт. Он сформировал целую школу ученых и конструкторов, которые сегодня продолжают его дело...".

Коллеги и преемники в "Рубине" отмечают, что Игорь Дмитриевич эффективно сочетал научную и практическую деятельность, инициировал переход к системному проектированию различных видов вооружений и роботизированных комплексов. Создание новых средств морского вооружения, включающих в себя подводные носители, суда обеспечения, необходимые элементы морского базирования и социального обеспечения, проводилось по инициативе, под руководством и при личном участии И.Д.Спасского.

"Судьбой предназначено": фильм о выдающемся руководителе ЦКБ "Рубин" - академике Спасском

- Я знал практически всех генеральных конструкторов-подводников. Но Игорь Спасский выделялся среди них как лидер. Потому что всегда смотрел намного шире, охватывал все, - так отозвался в диалоге с "РГ" о своем соратнике и коллеге академик Владимир Григорьевич Пешехонов из ЦНИИ "Электроприбор", где создавались и создаются навигационные комплексы для подводных лодок и надводных кораблей.

По словам Пешехонова, Спасский трижды, в разные годы, обращался к ним с предложением взяться за разработку новых изделий и систем для ВМФ.

- Сначала предложил участвовать в конкурсе по перископам, поскольку ЛОМО и Казань предлагали, мягко скажем, не очень современные их образцы. Отставание у наших было очень большое - лет десять по перископам. Мы взялись, и с тех пор производим перископы на мировом уровне.

Начальник ЦКБ "Рубин" И.Д. Спасский дает пояснения главнокомандующему ВМФ СССР С.Г. Горшкову. Начало 80-х. / архив ЦКБ "Рубин"

Потом Игорь Дмитриевич предложил взять в состав института КБ "Связьморпроект", которое находилось тогда в очень тяжелом положении, а для кооперации было важно его сохранить. Мы подумали и согласились. С тех пор "Связьморпроект" - структурное подразделение у нас. И со связью мы достаточно далеко продвинулись…

Академик Игорь Дмитриевич Спасский

Первое обращение было в конце 90-х, второе - в начале нулевых. А третий раз академик Спасский как директор "Рубина" постучался к нам в середине нулевых - чтобы помогли создать новый гидроакустический комплекс. Совершенно новый. Мы за это взялись. Было очень трудно. Но его тоже сделали.

Академик Игорь Спасский: Подводный флот России - это щит, который ослаблять нельзя

Игорь Дмитриевич ставил непростые, но интересные задачи, которые помогали нам расти. Он, добавлю, и техническими вопросами занимался, и научными, и в организационном плане как руководитель был абсолютно на своем месте.

Например, одно из его крупнейших достижений - размещение ракетного оружия на дизель-электрических подводных лодках. Идея была тщательно проработана и воплощена вместе с тогдашним директором "Адмиралтейских верфей" Владимиром Александровым и генеральным конструктором этого направления в "Рубине" Юрием Кормилициным. А ведь что значит - разместить на ПЛ новый класс оружия? Надо было организовать доработку проекта, найти под это финансирование, убедить потенциального заказчика, что лодка получит новое качество.

Начальник ЦКБ "Рубин" И.Д. Спасский дает пояснения главнокомандующему ВМФ СССР С.Г. Горшкову. Начало 80-х. / ЦКБ "Рубин"

И она действительно его получила! Раньше подлодки класса "Варшавянка" имели только торпедное оружие, а сейчас их модернизированный вариант получает высокоточный ракетный комплекс "Калибр". И это, заметьте, подводные лодки не океанского класса, а преимущественно ближней или дальней морских зон. Они уже пришли на вооружение Черноморского флота, а сейчас такая же серия строится для Тихоокеанского…

Среди коллег и соратников Игорь Спасский всегда выделялся как лидер. Потому что смотрел шире, охватывал все и был абсолютно на своем месте

Главнокомандующий ВМФ России адмирал Александр Моисеев от себя и всех военных моряков добавил коротко и твердо:

- Вклад Игоря Спасского в военную науку и развитие отечественной промышленности неоценим. А на практике воплощен в строительстве 187 подводных лодок, в том числе 96 атомных и 91 дизель-электрических ПЛ различных проектов.

А те, кто уже пришел или еще придет, чтобы проститься с Конструктором и Гражданином, и кто мысленно воздает должное его заслугам, несут в душе надежду и даже уверенность: имя академика Игоря Спасского обязательно дадут новому боевому кораблю.

Начальник ЦКБ "Рубин" И.Д. Спасский дает пояснения главнокомандующему ВМФ СССР С.Г. Горшкову. Начало 80-х. / ЦКБ "Рубин"
Из архива "РГ"

Как подбирали "Калибр"

Не все об этом знают, поэтому напомним-поясним. Еще в середине 90-х Игорь Спасский и Владимир Александров, который тогда возглавлял Адмиралтейские верфи, предложили создать финансово-промышленную группу "Морская техника неатомного подводного судостроения". А цель - строительство на экспорт неатомных подводных лодок как новое окно возможностей для российской "оборонки". Шаг по тем временам неординарный...

Игорь Вильнит, генеральный директор ЦКБ "Рубин":

- Они справедливо решили, что в будущий экспорт подводных лодок нужно вложиться. Тогда и возник экспортный вариант неатомной подлодки типа "Лада", чтобы поставлять эти корабли для ВМС иностранных государств. В задуманном виде финансово-промышленная группа не состоялась, но жизнь показала, что само ее учреждение было решением правильным и своевременным. В процессе работы над экспортным проектом решались вопросы по созданию головного корабля типа "Лада" для нашего Военно-морского флота. Руководители "Рубина" и Адмиралтейских верфей нашли единомышленников, выстроили кооперацию.

Это был отважный шаг, потому что речь шла о платформе по созданию нового поколения неатомных лодок с ориентиром на экспортных заказчиков. Такого раньше не делали. Всегда вначале создавали корабль для российского Военно-морского флота, многократно его тиражировали, а уже затем предлагали на экспорт. Этот путь актуален и сегодня - смело идти с новым предложением на зарубежный рынок. У нас есть с чем идти, и мы должны это делать.

Начальник ЦКБ "Рубин" И.Д. Спасский дает пояснения главнокомандующему ВМФ СССР С.Г. Горшкову. Начало 80-х. / Александр Емельяненков/РГ

Владимир Александров, генеральный директор Адмиралтейских верфей в 1984-2011 годах:

- Когда осваивали в производстве новую экспортную подлодку 877-го проекта (главный конструктор - Юрий Кормилицин) трудностей возникало немало. Проектное бюро ставило задачи на вырост, а экономика проекта "провисала", отчасти по этой причине затягивались испытания. И понятно, что рабочие трения с конструктором возникали, но они не носили конфликтный характер. В роли арбитра нередко оказывался Спасский - он одинаково внимательно выслушивал обе стороны. А я перед этим брал листок бумаги и строго по пунктам излагал мотивы завода и причины, по которым мы настаиваем на том или ином варианте.

Изложив позиции сторон, мы расходились для консультаций. Потом встречались вновь, Игорь Дмитриевич говорил: с этим и этим вашими пунктами согласен, а на таком-то будем стоять принципиально. Я в ответ: хорошо, принимается. А то, что для вас принципиально, оставляем. Будем думать, как обойтись малыми делами…

Начальник ЦКБ "Рубин" И.Д. Спасский дает пояснения главнокомандующему ВМФ СССР С.Г. Горшкову. Начало 80-х. / ЦКБ "Рубин"

Вы стали директором ЛАО, когда Игорь Спасский уже десять лет командовал "Рубином". Трудно было устоять перед его авторитетом?

Владимир Александров: По-разному случалось. Был, например, весьма спорный момент с комплектацией экспортных заказов. Ведущий конструктор в "Рубине" настаивал, что это их прерогатива и ответственность. А размер таких поставок огромный. Я, для наглядности, расписываю, что означает комплектация. Ставится ящик размером с ваш кабинет. В этот ящик три года надо класть определенные детали. Все это должно где-то храниться. У вас этого ничего нет. Вы все равно придете на завод. И что, завод будет на вас работать?

В общем, подробно все объяснил. Мой собеседник выпил стакан воды, и признал: "Ты прав, отказываемся от этой идеи". Похожая история была и с ремонтом подводных лодок для одной из стран. Поначалу в "Рубине" настаивали, что это "красная линия", за которую другим заходить нельзя. Но жизнь показала обратное: один заказ они сделали, а второй отдали заводу. Для нас это дело более понятное.

По проектам "Рубина" на Адмиралтейских верфях строились дизель-электрические подводные лодки, а два типа атомных - по проектам "Малахита". И ни одна из них, насколько знаю, не погибла…

Владимир Александров: Да. Мы построили 58 подводных лодок для нашего флота, и 17 - на экспорт. Всего 75 единиц. И гордимся тем, что ни одна из них не была потеряна. Недавно в состав Северного флота принята подводная лодка "Санкт-Петербург", проект "Лада". В его развитие строятся еще две этого же направления. Наряду с дизель-электрическими подводными лодками в "Рубине" проектируют и начинают испытывать подводные аппараты с анаэробными установками. Технические решения предлагаются разные, и надо выбрать, найти оптимальное.

Человек и памятник

Академик Спасский пришел в КБ молодым специалистом, вырос в том же коллективе до первого руководителя и более 30 лет был во главе "Рубина". Как не забронзоветь и не стать памятником при жизни?

Владимир Пешехонов: Главное - должны быть идеи. А с этим у Спасского все в порядке: было и есть. Я, пожалуй, не знаю такого второго человека, у которого находились бы столь разные и продуктивные идеи. Он просто не может их не генерировать. И это проявляется во всех сферах его деятельности - в производственной, научной, организационной, общественной, в любой другой… Он очень глубоко рассматривал вопрос и находил совершенно нетривиальные решения

Смелость мысли и действий - вот что его характеризует. И реализм. Потому что не должно быть пустых мечтаний.

Вильнит: Грань между управляемыми и автономными подводными аппаратами стирается

Игорь Вильнит: Игорь Дмитриевич - это эпоха в жизни нашего бюро и российского кораблестроении. Он сумел объединить вокруг себя плеяду выдающихся соратников. Цельный человек, мудрый, много видевший и познавший. В общении с ним сразу чувствуешь, что его мысли стремятся далеко вперед: он следит за реализацией перспективных проектов, обеспокоен, когда что-то не складывается. И всегда стоит на государственной позиции, которая вызывает уважение, восхищение и желание следовать его примеру.

Владимир Александров: Широкий, государственный взгляд академика Спасского проявился и в том, что им было сделано для поддержки судостроения в Петербурге. Благодаря его активному участию в начале 1992 года была создана Ассоциация судостроителей Санкт-Петербурга, которую возглавил, светлая память, академик Валентин Михайлович Пашин. Тогда же по существу было возрождено Научно-техническое общество судостроителей имени академика Крылова. А с лета 2001 года НТО имени Крылова и Ассоциация судостроителей стали предметом особой заботы лично для меня.

Было так. Звонит Игорь Дмитриевич: "Володя, ты бы мог сейчас подъехать? Тут ребята собрались…" Приезжаю. В кабинете директора "Рубина" собрались "ребята": Спасский, Ковалев, Пешехонов и Горынин. Все наши академики. Поздоровались и говорят: Валентину Михайловичу Пашину надо сосредоточиться на новых задачах, а ты, давай-ка, возглавь Ассоциацию судостроителей.

Начальник ЦКБ "Рубин" И.Д. Спасский дает пояснения главнокомандующему ВМФ СССР С.Г. Горшкову. Начало 80-х. / ЦКБ "Рубин"

Я такого поворота не ожидал, пытаюсь объяснить, что не готов, много работы на производстве и все прочее. В мой адрес следуют трудно переводимые и непечатные слова типа: "Готов - не готов… Иди и работай!" Вот так оперативно и без бумажной волокиты вершились дела. На выборах мою кандидатуру большинством голосов поддержали, и я 17 лет возглавлял эти две серьезные научные организации.

С именем Спасского связано немало проектов, весьма далеких от подводного флота. Много лет он был депутатом Ленсовета, тесно взаимодействовал с комиссией по культуре…

Игорь Вильнит: И там его участие было очень деятельным. Не случайно, например, завязалась дружба практически со всеми ведущими артистами БДТ. В 90-е годы, когда театры и музеи едва выживали, он принял решение содействовать им по мере наших возможностей. И в буквальном смысле "распределил" такое шефство - нашему отделению корпусных конструкций достался музей Суворова. Мы оценили состояние экспозиций, дали свои предложения по сохранению и восстановлению экспонатов, и ряд мер благодаря Игорю Дмитриевичу удалось реализовать.

"Рубин" участвовал в восстановлении Николо-Богоявленского Морского собора, а также музея-квартиры А.С. Пушкина. Игорь Дмитриевич руководил созданием музея-памятника "Подводная лодка "Народоволец", который сейчас стоит в Петербурге возле Ленэкспо, а также памятника "Слава Российскому флоту" к 300-летию флота. Ему всегда было интересно и важно сейчас проявить свои организаторские способности в самых разных областях. Если бы существовало звание "Гражданин России", Игорь Дмитриевич Спасский мог бы с полным правом его носить.

Академик Игорь Спасский. / архив ЦКБ "Рубин"


Утраты История