07.09.2024 23:38
Культура

"Золотой лев" Венеции улыбнулся Педро Альмодовару

Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №201 (9443)
81-й Венецианский кинофестиваль завершился в субботу торжественным вручением призов новым лауреатам. Золотого льва жюри под председательством Изабель Юппер вручило Педро Альмодовару за его первый англоязычный фильм "Комната по соседству".
Педро Альмодовар, Тильда Суинтон и Джулианна Мур после премьеры фильма "Комната по соседству" в Венеции. / Reuters
Читать на сайте RG.RU

По сюжету две подруги Ингрид (Джулианна Мур) и Марта (Тильда Суинтон) вместе работали в нью-йоркском журнале, потом жизнь их развела: Ингрид стала известной писательницей, Марта - военным корреспондентом. Спустя много лет они снова встретились при трагических обстоятельствах: Марта неизлечимо больна, у нее рак в терминальной стадии, Ингрид самоотверженно пытается ей помочь. В фильме много говорят о близкой смерти. Марта устала ее страшиться и относится к своей судьбе философски, ей нужен только близкий человек, который поможет ей скрасить последний месяц жизни - тема эвтаназии висит в воздухе. Хотя, отмечает пресса, парадоксальным образом именно способность прямо смотреть в глаза смерти придает мрачному по идее фильму жизнеутверждающую силу - Альмодовар выполняет свое обещание сделать фильм о счастье каждого ускользающего мгновения жизни - "о радости просыпаться под пение птиц в роскошном доме в природном заповеднике Новой Англии". На премьере зал аплодировал фильму 17 минут, удостоив его самых долгих стоячих оваций этого года.

Гран-при жюри присужден драме итальянки Миуры Дельперо Vermiglio (у нас - "Горная невеста"), истории о молодом дезертире с фронтов Второй мировой войны, который вторгся в налаженный круг жизни большого семейства, коротающего дни в мирных горах Тироля.

У "Амуры" с Михайловой и Колокольниковым появились трейлер и дата премьеры

Лучшим режиссером признан Брэди Корбет. Его "Бруталист" - повесть о пережившем Холокост венгерском архитекторе (Эдриан Броуди), который пытается заново построить жизнь в Америке и бедствует, пока промышленник Ван Бюрен не заключит с ним контракт, чтобы построить "здание будущего". Фильм о крушении "американской мечты" навеян судьбой матери режиссера, уехавшей после венгерских событий в США и тоже начинавшей жизнь с нуля. Для Корбета этот приз - событие принципиально важное: фестиваль оказал поддержку отчаянно смелому эксперименту 36-летнего режиссера из британских независимых, который отдал этой работе семь лет жизни, снял огромный 215-минутный фильм на практически вышедшую из употребления 70-мм пленку - и победил.

Примером обязательного на любом фестивале шокового зрелища стала Babygirl с Николь Кидман в роли преуспевающей генеральной директрисы, которая крутит садомазо-секс со стажером много моложе ее (Харрис Дикинсон). Это история о зависимости вынужденного секса от власть имущих, потерявших чувство меры и самоконтроль. Голландский режиссер Халина Рейн, известная по суперплотскому комедийному триллеру "Тела, тела, тела", на этот раз оттянулась на эротическом натурализме с участием одной из легендарнейших звезд. За смелость сыграть такую роль Николь Кидман получила "Кубок Вольпи".

Опубликованы первые фото со съемок продолжения "Метода" с Хабенским

Приз за мужскую роль достался французскому актеру Венсану Линдону за фильм "Тихий сын". Это драма политического раскола в семье: Линдон играет Пьера, отца двух сыновей, один из которых стал активным членом крайне правых экстремистских группировок. Пьер этим фактом убит, отцовские чувства в нем борются с ненавистью к идеологии, которую исповедует любимый сын, и он готов от него отречься…

На реальной истории основана драма бразильского режиссера Уолтера Саллеса "Я все еще здесь". Ее действие протекает в начале 1970-х, когда страной правила военная диктатура. В ухоженный дом архитектора Пайва вламываются суровые люди с оружием и уводят отца большого семейства в неизвестность, откуда он не вернется. И пойдет история поисков пропавшего мужа его женой Юнис, которой попутно придется поддерживать домашний очаг с пятью детьми. Фернанду Торрес в этой роли многие считали верной претенденткой на "Кубок Вольпи" - фестивальную награду за лучшую роль. Но приз получили сценаристы фильма Мурильо Хаузер и Хейтор Лорега.

Многие критики считали главным претендентом на "Золотого льва" "Апрель" грузинки Деи Кулумбегашвили, чей дебют "Начало" получил три премии в Сан-Себастьяне и привлек к этому имени общий интерес. Они ошиблись: рефери отдали картине Специальный приз жюри. В роли акушерки-гинеколога Нины, кочующей по глубинке, оказывая не всегда легальную помощь страждущим женщинам, звезда ее первого фильма Ия Сухиташвили. Нина только что пережила трагедию: на ее руках умер новорожденный младенец, и она мучается сознанием роковой профессиональной ошибки.

Вышел первый трейлер нового хоррора М. Найта Шьямалана

"Фильм Кулумбегашвили сочетает суровый реализм в духе румынской "новой волны" (длинные кадры, неявная социальная критика, гипернатуралистичные эпизоды) с фантастическим элементом, который может быть проекцией беспокойного ума Нины", - отмечает автор Hollywood Reporter. "Это бескомпромиссная, глубоко прочувствованная панорама женских идентичностей, фобий и желаний под гнетом традиционного патриархата, а иногда о жестокости самой природы, - пишет Variety. - "Апрель" умудряется быть одновременно как созданием жестко контролируемой формы, так и высвобождаемого человеческого чувства, как жесткого реализма, так и сюрреалистических видений. Возможно, это самое вызывающее заявление о намерениях режиссера в конкурсе этого года".

Приз Марчелло Мастроянни лучшему молодому актеру достался Полю Киршеру, сыгравшему во французском фильме по роману Николя Матье "И дети после них" 14-летнего Энтони, переживающего лето своей первой любви, которое станет началом испытаний на мужество и способность выживать в депрессивном рабочем городке 90-х.

Впервые на этом фестивале - в жюри, в тематике, в эмоциональном строе программы - доминировали женщины

Венецианский кинофестиваль (Мостру) считают началом премиальной кампании "Оскар": почти все его фавориты становятся если не лауреатами, то уж точно номинантами Академический премий. Но, судя по необычно вялой реакции прессы и публики, Мостра этого года, совсем как каналы Венеции, протекала ровно, без громких всплесков. Больших открытий не сделала, но фестиваль в том не виноват - он объективно отражает анемию, поразившую мировое кино. Оно буксует, и если движется вперед, то лишь в техническом оснащении. И вторая особенность нынешней Мостры: после долгого сопротивления она впервые так ясно зафиксировала победу в кино феминизма: и в эмоциональном строе программы, и в тематической палитре, и в жюри доминировали женщины, женские судьбы, женский ракурс взгляда. Хорошо это или плохо - покажет время.

Вышел первый трейлер "Мальчишек из "Никеля" Брэда Питта
Мировое кино