В Париже, по данным министерства внутренних дел, протестующих было 26 тысяч, а по стране свыше ста тысяч. Однако инициаторы этих акций считают, что в них участвовало в несколько раз больше французов. Люди возмущены тем, что после двухмесячных консультаций хозяин Елисейского дворца назначил премьером не кандидата от левого альянса "Новой народный фронт", получившего по итогам досрочных парламентских выборов большее количество депутатских мандатов, чем другие политические блоки, а представителя правоцентристской партии "Республиканцы" Мишеля Барнье. Как отметил на митинге в Париже лидер "неподчинившихся" Меланшон, тем самым Макрон "совершил насилие" над согражданами и "попрал демократию". При этом протестующие не забывали упоминать Марин Ле Пен, которая, по их мнению, в немалой степени подыграла властям.
И действительно, знаковая фигура "Национального объединения", возглавляющая ее фракцию в Национальном собрании, назвала новоиспеченного премьера "человеком, который проявляет уважение к различным политическим силам", а также "по всей видимости, отвечает критериям ее партии". И дала понять, что не собирается в отличие от закусивших удила левых обрушивать будущее правительство. Лепеновцы в нынешних условиях, когда в Бурбонском дворце ни у одной из трех политических группировок нет абсолютного большинства, стали своего рода арбитрами, от которых зависит, быть или не быть правительству, а значит, через него оказывать влияние на Елисейский дворец.
Что касается Мишеля Барнье, то, по сути, он оказался единственным кандидатом, который прошел кастинг Марин Ле Пен. Левые выдвиженцы, даже беспартийная Люси Касте, были для нее, как, собственно, и для самого президента Пятой республики не проходимыми по определению. Правда, от "Республиканцев" также в Елисейском дворце рассматривали еще одну кандидатуру - главу крупного северного региона страны О-де-Франс Ксавье Бертрана. Но, как выяснилось, против него резко выступила харизматическая блондинка Марин Ле Пен. Дело в том, что между ними давно пробежала черная кошка. Причем по вполне объяснимой причине. Оба политика считают тот край своей вотчиной и неоднократно скрещивали клинки на тех или иных выборах. Надо полагать, что Марин Ле Пен до сих пор помнит поражение, которое ей нанес этот "республиканец" на региональных выборах 2015 года.
А вот Мишель Барнье с министерским опытом при трех президентах - Миттеране, Шираке и Саркози - таких эмоций не вызывает еще и потому, что по ряду тем его взгляды близки лепеновским, в том числе по миграционной тематике. В интервью, опубликованном в издании La Trubune Dimanche, Марин Ле Пен заявила, что в этой области у Барнье "такое же видение, что и у нас". Причем высказала пожелание, чтобы новый, подчеркнуто правый премьер реализовал свое предложение ввести мораторий на иммиграцию во Францию на срок от трех до пяти лет, что было частью его программы на праймериз "республиканцев" в 2021 году.
Противники президента Макрона провели митинг в ПарижеПравда, это не значит, что поддержка в виде некоего нейтралитета еще не сформированному кабмину со стороны Нацобъединения окончательно гарантирована. Как отметил в интервью телеканалу TF 1 председатель партии Жордан Барделла, а ему, по всей вероятности, отведена роль "плохого полицейского", его партия может и изменить свое отношение, если курс нового правительства "не будет отвечать нашим ожиданиям". Таким образом Мишелю Барнье, а также тем, кто его выдвинул, дали недвусмысленно понять, кто на данный момент хозяин положения.
В Германии, согласно соцопросу, проведенному по заказу телеканала ARD, рейтинг правительства продолжает падение. Канцлером Олафом Шольцем и его министрами недовольны 84 процента населения, при этом 47 процентов недовольны "совершенно". Даже среди наиболее преданных сторонников кабинета среди избирателей СДПГ и "Зеленых" недовольных уже большинство. Среди же сторонников оппозиции тех, кого хоть как-то устраивала бы политика команды Шольца, практически не осталось. Личный рейтинг канцлера находится примерно на том же уровне, главу немецкого правительства поддерживают только 18 процентов избирателей. Немцев беспокоит в первую очередь проблема миграции, состояние экономики и социально-экономические вопросы, включая бедность и неравенство.