Это показало исследование, проведенное аналитиками Центра трудовых исследований ВШЭ Ростиславом Капелюшниковым и Дарьей Зинченко. По мнению экспертов, тенденция связана в первую очередь со стремлением работодателей более четко контролировать рабочий процесс и слабостью руководства, которое не смогло отладить прозводственные процессы.
"До начала кризиса, вызванного пандемией коронавируса, дистанционная занятость оставалась вполне маргинальным явлением, составляя совершенно мизерную величину, - всего лишь 0,2% - от общей численности занятых", - говорится в исследовании.
Но после введения жестких карантинных ограничений этот показатель вырос до 7%.
В 2022 году Росстат добавил в анкету для обследования рабочей силы (ОРС) отдельный вопрос о дистанционной занятости (в основе исследования ВШЭ лежит анализ ОПС Росстата за 2020-2023 годы), и если бы они это сделали годом раньше, показатель вырос бы до 25-30%, считают аналитики. Впрочем, пик удаленной занятости был пройден довольно быстро, и уже в начале 2022 года показатель снизился до 4,2%. А к концу прошлого года - до 1,4%.
"Подобная динамика свидетельствует о том, что многочисленные предсказания, согласно которым после кризиса, вызванного пандемией коронавируса, дистанционная работа превратится в едва ли не ведущую форму трудовой активности российских работников, оказались несостоятельными", - констатируют авторы исследования.
По мнению профессора Финансового университета при правительстве РФ Александра Сафонова, перевод занятости в дистанционный формат был вынужденным, и на многих предприятиях производственные процессы не позволили сделать удаленку эффективной, они не смогли создать системы для ее контроля, программное обеспечение для обеспечения конфиденциальности.
"Это дорого. Дешевле контролировать работника, когда он на виду - в офисе. Кроме того, некоторые работодатели опасаются, что на дистанционке работник может начать подрабатывать на конкурентов или параллельно активно искать другую работу. А когда он в офисе, легче контролировать его лояльность и вовлеченность", - говорит он.
Стремление вернуть людей в офисы - это, по мнению Сафонова, часто проявление слабости руководства, системы управления, которая не смогла отладить производственные процессы по-новому.
Также за последние несколько лет изменилась структура занятости, выросло число людей, занятых на промышленных предприятиях или в сфере услуг (курьеры как вариант). А там в принципе не может быть удаленки. Есть и еще один аспект - работники, нацеленные на карьеру, сами предпочитают трудиться в офисе, чтобы почаще попадаться на глаза руководству, контактировать с ним.
Эксперт HR, руководитель Школы развития карьеры Гарри Мурадян считает, что, несмотря на стремление работодателей вернуть сотрудников в офисы, возможен откат обратно к росту дистанционной занятости. "Это может произойти в ряде сфер, где удаленная работа доказала свою эффективность и экономическую целесообразность. В первую очередь это касается IT-индустрии, где многие задачи могут быть выполнены удаленно без потери качества. Также это касается сферы услуг, таких как консультирование, маркетинг и дизайн, где результаты работы могут быть легко оценены и переданы клиентам через цифровые каналы", - убежден он.
Из миллиона работающих на дистанте 35-45% трудятся полностью удаленно, 55-65% - в смешанном режиме, периодически приезжая в офис. Аналитики убеждены, что при необходимости масштабы удаленки опять могут быть в разы увеличены в короткое время.
Чаще всего из дома работают ненаемные работники, в том числе самозанятые и независимые подрядчики.