Служение - это больше чем работа
Алексей Олегович, недавно выплату 1 млн за третьего ребенка распространили почти на все регионы Дальнего Востока. А когда стоит ждать распространения на Арктику?
Алексей Чекунков: Это компенсация ипотеки при рождении третьего ребенка. Это не просто миллион рублей в мешке, за детей платить плохо. Дети - это плод любви и будущее нашей страны. Но помочь многодетной семье снизить ипотечную нагрузку - благое дело. В Приморье уже более тысячи семей воспользовались этой мерой поддержки. Дальний Восток вообще опережает Россию по количеству семей с тремя детьми на 2%, у нас 16% семей имеют третьего и больше детей. Это хорошее предложение распространения на арктические регионы. Мы обязательно его проработаем.
У вас недавно была встреча с главой Музея им. В.К. Арсеньева Виктором Шалаем. Вы сказали, что у вас с ним новый совместный проект.
Алексей Чекунков: Мы говорили с ним о Николае Николаевиче Муравьеве-Амурском. Виктор обратил внимание на мой интерес к этому выдающемуся русскому государственному деятелю. В целом культура служения людям, которые открывали Дальний Восток, которые осваивали, издавна защищали его, я считаю, может быть стимулом и служить источником вдохновения для современных людей, особенно для молодежи. Здесь пример Николая Николаевича наравне со многими другими великими дальневосточными первооткрывателями, такими как Невельской, Арсеньев и другие, но роль Муравьева-Амурского крайне велика. 23 августа исполнилось 215 лет со дня его рождения. И мы бы хотели с Виктором Шалаем сделать 23 августа особым днем, который бы отмечался в регионах Дальнего Востока.
У нас есть интересные новости, связанные с персоной Муравьева-Амурского и с чествованием его памяти. Планируем стимулировать издание книг, производство мультимедийного контента, лекции и семинары для молодых людей. Думаю, это поможет сохранить историческую память, и это важная рефлексия нашего общества о том, что такое культура служения. Тема служения очень важная, особенно сегодня, когда оно связано с защитой Родины, где-то с жертвами, даже с наивысшими жертвами. Служение - это больше чем работа.
Безусловно, вклад в это дело уже приносит программа подготовки управленческих кадров "Муравьев-Амурский 2030", которая была названа в его честь не для прославления графа, а для того, чтобы сообщить об этой культуре служения ее выпускникам.
Я горжусь тем, что уже 100 выпускников закончили программу. Сейчас мы распространяем программу на Арктику. Участники проходят конкурс в 80 человек на место. И мы говорим им, что они сюда приходят не работать, не за новыми эмоциями и опытом, они приходят служить людям. И это очень ценно.
Сколько времени участники программы должны отработать на Дальнем Востоке?
Алексей Чекунков: Два года в органе федеральной, региональной или муниципальной власти. Есть еще институты развития, университеты, региональные институты развития. То есть они пришли развивать Дальний Восток, а скоро будут развивать и Арктику. Мы целый год в них вкладываем максимальные ресурсы. Это одна из самых насыщенных программ. Она, более того, связана с большим количеством поездок по Дальнему Востоку: ребята живут на Сахалине, во Владивостоке и на Камчатке, где поднимаются на Авачинский вулкан. Прорабатывают реальные проекты, которые связаны с решением проблем на Дальнем Востоке. Мы ими занимаемся изо всех сил, на программе работают лучшие преподаватели из Сколково, Высшей школы экономики, РАНХиГС. По итогу такого инвестирования они должны нам посвятить хотя бы два года своей жизни.
Если они этого не делают, то должны вернуть себестоимость этой программы, это довольно большие деньги. У нас есть случаи, когда коммерческие организации практически выкупают перспективных ребят. Одного из первых выпускников Сбер забрал назад. Предложил зарплату, чтобы он оплатил свое обучение. Но мы считаем, что Сбер - это тоже системный институт развития, и компания много делает для Дальнего Востока, поэтому мы здесь без обид.
Выпускники с первого потока уже два года отработали? Останутся ли они?
Алексей Чекунков: Еще нет. С первого потока они закончили в 2023 году. Наша цель была 50 человек в год, 6 лет - это 300 человек. Если даже каждый второй долгосрочно останется на Дальнем Востоке, то это 150 человек новых, мощных, связанных между собой, детально знающих нас и все регионы Дальнего Востока управленцев. Это все-таки настолько другое, когда человек узко растет по одной вертикали. Это мощнейшее сообщество. И вот это сообщество должно насчитывать 100, 150, 200 человек. Я уверен, что это прямо новая сила, новая волна управленцев для Дальнего Востока.
Кто-то из них вырастет в больших руководителей, кто-то пойдет по другой стезе. Они уже сейчас - фактор влияния на качество управления регионами.
На Камчатке 11 выпускников трудятся, в Приморье - 14. У нас есть люди, которые по своей воле поехали на Чукотку. Есть девушка из Самары, которая добровольно поехала в Еврейскую автономную область. Она одна в статусе советника губернатора меняет сферу начального образования, то есть занимается школами. И это прекрасно. У нас такой идет конкурс, знаете, здесь непонятно, кто за кого конкурирует. То ли ребята конкурируют за перспективные рабочие места, то ли губернаторы конкурируют за интересных ребят.
Помидоры из Якутии и Магадана
Вступил в силу закон о северном завозе. Спрашивать, подешевели ли товары в связи с изменениями, пока не стоит?
Алексей Чекунков: Где-то такая тенденция есть, но я буду говорить об этом осторожно, потому что нужно, чтобы все логистические механизмы заработали в полную силу. Здесь работает закон спроса и предложения. Пока спрос на товары высокий, у людей есть деньги, то и цены на товары будут высокими. Чтобы они стали дешевле, логистическая связь должна стать регулярной и предсказуемой, тогда бизнес будет интересоваться, конкуренция увеличится, пойдет больше товара.
Это случилось с овощами в тех дальневосточных регионах, где у нас построены теплицы. Раньше собственных овощей не хватало практически во всех регионах Дальнего Востока. Благодаря программе поддержки создания тепличных комплексов стали выращивать овощи в Якутии, в Приморском крае, в Магадане и на Сахалине, и мы видим, что там цены снижаются.
Также рост цен позволила удержать "Дальневосточная ипотека". Впервые в истории средняя цена квадратного метра в новостройках в ДФО ниже, чем в среднем по стране.
Почему? Потому что мы удвоили темпы строительства жилья, уже 120 тыс. семей получили "Дальневосточную ипотеку". И по решению президента ипотека до 2% продолжит свою работу до 2030 года.
В связи с ростом ставки темпы строительства тоже снижаются. На Дальнем Востоке вы ожидаете это снижение?
Алексей Чекунков: У нас большая часть строительства все-таки поддержана "Дальневосточной ипотекой". Сейчас запускаются новые инструменты, например "Дальневосточный квартал". Рассчитываем, что со следующего года во Владивостоке будет вестись работа по подготовке к строительству города-спутника. Поэтому в целом снижение строительного сектора Дальнего Востока должно быть меньше, чем в среднем по стране.