Хотя в подготовительных документах 11 сентября называется "нулевым днем", уже сейчас очевидно, что он начнется с высокой ноты, которая в значительной степени задаст тон всем последующим событиям. Лекция Святейшего Патриарха Кирилла, посвященная проблеме глобализации и суверенитету духовной жизни, национальному бытию в многополярном, или, как говорят китайские коллеги, в многостороннем, мире, отражает главную, сквозную тему форума, важную для всех его участников. В известном смысле она должна стать отправной точкой общей дискуссии, которая, бесспорно, обретет новое качество на ключевом пленарном заседании 12 сентября, на панельных сессиях, которые пройдут в последующие дни форума.
Проблема соотношения глобальных и национальных тенденций в культурной политике быть может и не нова, но в нынешнем мировом контексте она обретает не только повышенную актуальность, но и экзистенциальную остроту, определяющую накал предстоящего разговора. Сохранение культурного кода каждого этноса, возвращение к национальным корням, традиционным ценностям оказывается важнейшей потребностью народов, представляющих большинство населения планеты, но не имеющих пропорционального голоса в мировых СМИ. Однако именно эти медиа отражают глобальную повестку дня, формирующуюся в странах "золотого миллиарда" и в политических интересах "золотого миллиарда". Понятно, что и в этих странах обостряется конфликт между консервативными и так называемыми неолиберальными ценностями, затрагивающий широкий круг вопросов - от отношения к миграционной политике властей до школьного воспитания, провоцирующего конфликт детей и родителей. И здесь тема этнических корней, устойчивости национального культурного кода к внешним воздействиям беспокоит значительное число граждан, причем не только в таких государствах, как Венгрия, Сербия или Польша, но и в ФРГ и Франции, о чем свидетельствуют результаты недавних выборов. Но все же сегодняшняя повестка дня, которую диктуют "глобальные элиты", определена иными весьма властными тенденциями. Международные медийные корпорации формируют наднациональные образы мира, создают мифологию универсальной жизни - в потреблении, образовании, поведении, моде, популярной культуре и т. д. Как при этом сохранить привлекательность национальных моделей бытия, духовных ценностей, поведенческих традиций? Все это далеко не праздные проблемы, от разумного решения - или хотя бы осмысления - которых зависит будущее каждого народа, каждого государства. Не менее важный вопрос, как при приверженности традиционным ценностям сохранять динамику развития - в науке, экономике, социальной жизни? И каково соотношение консерватизма и инноваций в художественных практиках, в современном творчестве?
Примечательно, что Форум объединенных культур становится площадкой для обсуждения и прояснения важнейших смыслов бытования культуры, которые не только зависят от современного социально-экономического контекста, но и в свою очередь влияют на его формирование. Не раз упоминаемое мною суждение Сэмюэля Хантингтона "власть идет за культурой", высказанное им в книге "Столкновение цивилизаций" в 1996 году, не потеряло актуальности и в 2024-м. В ХХI веке - и в его третьем десятилетии это проявилось вполне отчетливо, - ценности влияют на экономическую и политическую реальность, они рождают не только гармонию взаимопонимания, но и приводят к военным конфликтам. Надо учитывать, что приверженность к традиционным ценностям далеко не всегда сближает народы. Они различаются порой весьма существенно. И если христианство, к примеру, - во всех его конфессиональных течениях - проповедует моногамию, где семья - это союз одного мужчины и одной женщины, то другие религиозные направления позволяют полигамию.
Но это вовсе не значит, что суверенизация ценностей закрывает все возможности для диалога и даже для взаимодействия культур. В многополярном мире стремление расслышать голос каждой страны потребует серьезных усилий от всех участников процесса. Но они стоят того.
Но для начала важно попробовать расслышать друг друга, расширить границы понимания. И здесь роль культуры невозможно переоценить, даже если мы ведем речь не о глубинных уровнях национального бытия, но о социально-экономических интересах, казалось, лежащих на поверхности. А для этого надо открыть друг для друга не только классику, запечатлевшую архетипы народной жизни, но, что в высшей степени существенно, современные произведения - в литературе, кинематографии, театре, музыке, пластических искусствах. Это потребует немалых средств. Но по-другому невозможно сближение народов. И это при понимании, что национальная интеллигенция, формирующая духовную повестку дня, как правило, неоднородна. В каждой национальной культуре, даже в североамериканской, есть свои "славянофилы" и свои "западники".
Уже сейчас очевидно, что Форум объединенных культур стал важнейшим местом встречи тех ответственных творческих визионеров, которые, размышляя о прошлом, заботятся о будущем.