12.09.2024 15:40
СЗФО

В Поморье жители пинежских деревень "высудили" дорогу в свои населенные пункты

Текст:  Татьяна Сухановская (Архангельская область)
Российская газета - Неделя - Северо-Запад: №204 (9446)
В Архангельской области жители деревень Шотогорка, Пиринемь и Березник "высудили" дорогу в свои населенные пункты. Только ждать ее придется... десять лет.
Читать на сайте RG.RU

Почти три года пинежане обращались в органы власти и прокуратуру с просьбой отремонтировать "трассу", которая начинается в деревне Труфанова, а далее следует вдоль реки Пинега через Пиринемь, Шотогорку и Березник в Шилегу и поселок Ясный (отсюда рукой подать до районного центра и уже недалеко до Архангельска).

Но "трассой" назвать путь можно исключительно в кавычках - проехать по буеракам здесь сложно даже на УАЗике. Правда, есть альтернативный вариант - сесть на переправу в деревне Пиринемь, переплыть через реку и добраться до цивилизации по дороге Веегора - Карпогоры. Но паром (катер с баржой) на этом отрезке Пинеги платный, а также периодически садится на мель. Более того, "за кормой" остается деревня Березник, жителям которой до переправы больше двух десятков километров по той же самой непролазной дороге.

В Березнике, кстати, сегодня осталась единственная семья - фермеры Константин и Галина Ивановы переехали сюда, на землю предков Галины, восемь лет назад из Петербурга: сейчас они кормят творогом, маслом и сырами собственного приготовления соседние села. А также воспитывают трех дочек: школы в деревне нет, поэтому для обучения старших девочек семья выбрала очно-заочную форму. При этом возить дочек в соседние Шилегу и Ясный, хоть и нечасто, Ивановым приходится - непролазные хляби длинной 15 километров семья преодолевает то на снегоходе, то на… лошади. "Состояние дороги разное - вездеход один", - шутит по этому поводу Галина.

Ивановы держатся: "Недавно купили квадроцикл, чтобы иметь возможность возить дочек в школу в межсезонье, когда дорога растаяла и не пригодна для использования. Починили мы и свой старенький авто - сейчас, когда уровень воды в реке упал, "открылась" дорога вдоль берега, возим по ней", - рассказал "РГ" Константин. И отметил, что власти по мере возможности помогают: семье компенсируют расходы на проезд детей в школу утром и после уроков, а зимой, когда дорога прокладывается по снегу, планируют возить девочек на школьном транспорте повышенной проходимости.

Мишустин: В России приведут в порядок дороги к школам

Всю трассу вполне реально перевести и в круглогодичную. Но районная администрация "кивает" на безденежье. Как пояснил заместитель главы района Роман Фофанов, стоимость работ по ремонту одного километра дороги составляет 12 миллионов рублей. С учетом того, что из 70 километров пути отремонтировать нужно 35, общая сумма превысит 400 миллионов. При этом годовой бюджет Пинежья в сфере дорожной деятельности составляет лишь 43 миллиона рублей.

Справедливости ради отметим, что пять лет назад четыре километра на отрезке Шилега - Березник все-таки были приведены в порядок. В прошлом году отремонтировали... еще 197 метров, обустроив временный объездной мост через реку Нельнюгу. Но и это маленькое событие стало для семьи Ивановых праздником!

Недавно суд вынес решение в пользу простых пинежан и обязал власти отремонтировать путь до Шилеги. Правда, с учетом наполнения дорожного фонда района срок окончания работ по решению суда отложен на... 2035 год. А значит, доставка детей в школу для Ивановых все десять лет может остаться прежней и будет напоминать классические строки Некрасова: "Ну, пошел же, ради бога! Небо, ельник и песок - невеселая дорога... Эй! садись ко мне, дружок".

Мнение

Председатель комиссии по промышленной политике, ЛПК, транспорту, дорогам, туризму и развитию Общественной палаты Архангельской области Эрнест Белокоровин:

- Раз есть судебное решение, значит, для него должны появиться средства. Значит, дорогу необходимо приводить в нормативное состояние. Закон на стороне пинежан. Но есть и понятие экономической целесообразности: Архангельская область огромная и никаких денег не хватит на хорошие дороги ко всем малонаселенным деревням. Тем более, что дорогу, о которой идет речь, потребуется не только отремонтировать, но и круглый год содержать. По отношению к Ивановым есть и альтернативный более дешевый вариант - предложить переселение: дать землю и помочь построить дом на территории с транспортной доступностью, а на малую родину они могли бы добираться в летнее время. Одним словом, нужно все взвесить и принять разумное решение.

СЗФО Архангельская область