11.09.2024 15:19
Экономика

Ремонт решает: как бизнес помогает улучшать демографию

Текст:  Александр Фейст
На площадке Восточного экономического форума-2024 представили результаты нового исследования крупнейшей в России сети по продаже товаров для дома и ремонта "Лемана ПРО".
/ Олеся Курпяева/РГ
Читать на сайте RG.RU

Исследование показывает: совокупно свыше 10,6 млн российских семей в 2023 году улучшили свои жилищные условия: почти 40% семей (1,73 млн), приобретавших новое жилье в многоквартирных и индивидуальных домах в прошлом году, покупали стройматериалы и товары для ремонта и обустройства в магазинах компании. Кроме того, еще 40% (8,89 млн) использовали товары ритейлера для ремонта в уже имеющемся жилье.

"РГ" поговорила с представителями компании и выяснила, что могут сделать бизнес и государство общими усилиями для улучшения жилищных условий россиян и выправления демографической ситуации.

Только в 2024 году объем ввода нового жилья в России составит около 90 миллионов квадратных метров. При том, что в 2022 году правительственный план по заселению семей в новые квартиры был перевыполнен на 2,8 процента, а в 2023 году - на 18,4 процента, можно с уверенностью сказать, что и в этом году улучшение жилищных условий населения страны произойдет опережающими темпами.

Современные специалисты по демографии отмечают, что именно переезд в новое, более просторное жилье способствует повышению рождаемости, и без этого достичь целей соответствующего нацпроекта к 2030 году просто не получится. Но важно понимать, что улучшение жилищных условий нельзя считать только в количестве сданных и заселенных квадратных метров. Людям нужны по-настоящему комфортные условия, особенно для детей - почти треть семей отказывается от рождения ребенка при несоблюдении этих факторов.

При этом статистика показывает, что 83 процента покупателей делали ремонт при строительстве дома или покупке квартиры. А половина жилья и вовсе сдается в черновом варианте - это значит, семьям предстоит довольно длительный, сложный и трудозатратный процесс прокладки коммуникаций, отделки, декорирования и так далее. По оценкам экспертов, более 22 млн россиян в прошлом году улучшили свои жилищные условия именно с помощью ремонта и обустройства существующих квартир - такой объем рынка накладывает огромную социальную ответственность на его игроков в части формирования справедливых цен и создания комфортных финансовых условий для повышения качества домашней среды.

Отдельная проблема на данный момент - финансовая доступность ремонтных работ для людей, которые и так долго копили на первый взнос по ипотеке, а теперь вынуждены стабильно отдавать около половины семейного бюджета на выплату процентов и погашение основного долга. Данные исследования показывают, что ремонт при нынешних ценах на услуги специалистов и покупку стройматериалов в среднем составляет 4,5 полных месячных дохода среднестатистической семьи - и это данные по городам-миллионникам, где доходы людей при тех же ценах выше, чем в малых населенных пунктах.

"Улучшение жилищных условий играет чрезвычайно важную роль в жизни российских семей и в улучшении демографической ситуации, - отмечает директор по взаимодействию с органами власти "Лемана ПРО" Наталия Неверская. - Ремонт остается одним из ключевых способов улучшения жилищных условий. При этом расходы на ремонт значительно увеличивают финансовую нагрузку на семью, купившую либо построившую жилье. С учетом того, что ипотечный платеж может составлять около половины бюджета средней семьи, улучшение жилищных условий с помощью приобретения жилья и его ремонта без дополнительных финансовых ресурсов вне кредитной системы (займы у друзей и членов семьи, сбережения и прочее) становится весьма сложной задачей. Помогло бы в решении этой задачи распространить на сегмент ремонта и обустройства инструменты финансовой поддержки, например, распространение программы материнского капитала на ремонт и обустройство жилья на федеральном уровне, включить расходы на ремонт и обустройство в состав ипотечного кредита или предусмотреть возможность предоставления льготных кредитных средств профессионалам рынка ремонта и обустройства".

Из-за этого треть семей в первый год после покупки квартиры берет потребительский кредит. Учитывая, что у значительной доли россиян расходы на ремонт в 2023 году превысили сумму в 100 тысяч рублей (разумеется, речь идет о текущем ремонте - капитальный обходится в разы дороже), вряд ли можно говорить, что финансовая нагрузка на бюджеты семей снижается после привлечения средств указанным образом. Без дополнительных финансовых ресурсов вне кредитной системы (займы у друзей и членов семьи, сбережения и т. д.) покупка квартиры и ее ремонт становятся очень непростой задачей.

Такие сложности мешают многим семьям рассчитывать на пополнение в ближайшей перспективе. Статистика показывает, что в прошлом году потребность в улучшении жилищных условий была у 24 миллионов семей, причем около трети граждан репродуктивного возраста откладывают рождение детей в пятилетней перспективе из-за низкого качества жилищных условий.

В беседе с "РГ" Наталия Неверская отмечает, что в помощь семьям компания запустила специальные продукты, например, беспроцентную рассрочку на приобретаемые товары.

"Сегодня специализированные розничные сети по продаже стройматериалов и товаров для ремонта и обустройства играют важную роль в повышении доступности ремонта и обустройства жилья. По состоянию на 2023 год в России на них приходилось 38,6% всего объема стройматериалов и товаров, используемых для улучшения жилищных условий, - комментирует Наталия Неверская. - В случае нашей компании cтоль весомые показатели в сфере улучшения жилищных условий россиян были достигнуты благодаря использованию целого ряда инструментов. Это стратегия "Низкие цены каждый день", финансовая поддержка и кредитные инструменты для покупателей, приоритет по продаже товаров отечественного производства, проектный подход, омниканальность и развитие онлайн-формата и, конечно, широкая географическая представленность по стране".

Одной из важнейших задач со стороны ритейлера она называет работу по поиску и поддержке надежных поставщиков, занятых качественным импортозамещением аналогов зарубежной продукции. Это позволяет не только снизить цены за счет отсутствия таможенной составляющей и честной конкуренции, но и сократить расходы на логистику. Так покупатели могут получать самые комфортные ценовые предложения при сохранении, а зачастую - и повышении качества товаров. Сегодня доля российских товаров в ассортименте сети составляет 72%. Ожидается, что к 2026 году она достигнет минимум 76%.

Для развития жилищного строительства по всей стране и улучшения условий жизни россиян компания "Лемана ПРО" и Банк ДОМ.РФ на площадке Восточного экономического форума подписали стратегическое соглашение о сотрудничестве. Оно предусматривает совместную реализацию проектов в области жилищного строительства по всей стране, а также социальных объектов. Банк ДОМ.РФ будет предоставлять строительным и девелоперским компаниям выгодные финансовые инструменты и кредитные программы для реализации проектов, а "Лемана ПРО" обеспечит стабильность и качество поставок современных строительных материалов, а также индивидуальные условия и решения, профессиональную экспертизу и сопровождение проектов.

"Наши товары обладают всей необходимой сертификацией, и мы работаем только с проверенными поставщиками - это в том числе позволит компаниям повысить качество ремонта от застройщика и способствовать более быстрому и комфортному заселению семей в новые жилые пространства. Со своей стороны мы будем предоставлять самые выгодные ценовые предложения по стройматериалам, предназначенным для любых работ - от черновых и отделочных до проектных, включающих организацию кухонь, систем хранения и так далее", - рассказала исполнительный директор "Лемана ПРО" Марина Фытова по итогам подписания.

Сотрудничество будет носить долгосрочный характер. На первом этапе планируется реализация объектов многоквартирных и частных домов в Москве, Новосибирске, Краснодаре, Воронеже, Ростове-на-Дону и других регионах. Ожидается, что до 2026 г. программа охватит всю страну, включая Дальний Восток.

Проводить работу по улучшению качества жилья необходимо и в отношении самых уязвимых слоев населения, испытывающих финансовые и социальный трудности. С 2022 года компания реализует благотворительную программу, которая помогает уязвимым семьям создать в их домах безопасную и благоприятную среду для более успешного выхода из кризиса и гармоничного развития детей. Программе помогают волонтеры компании, сотрудники профильных НКО и привлекаемые подрядчиков. "В ней уже приняли участие более 370 семей из разных городов страны. Им была оказана помощь на общую сумму около 40 млн рублей. Планируется, что в 2024 году в программе будет участвовать 21 город, она охватит от 75 до 100 семей, а бюджет на помощь каждой семье будет увеличен", - отметила Марина Фытова.

Жилая недвижимость