По данным исследования (его платформа онлайн-рекрутинга hh.ru провела вместе с негосударственным пенсионным фондом), рост вакансий с корпоративной пенсией за первое полугодие по сравнению с аналогичным периодом 2023-го составил 4%. Среди лидеров - Магаданская область и Ставропольский край (плюс 114%), Тюменская область (75 %).
А в Омской области компании опубликовали 1,5 тыс. вакансий, включающих КПП. Рост - 63%. "Их открывали пять крупных предприятий, в числе которых нефтегазовые и строительные компании, крупнейшие железнодорожные и автомобильные перевозчики", - пояснила "РГ" руководитель пресс-службы "HeadHunter Сибирь" Лилия Эсауленко.
"Корпоративные пенсионные программы действительно стали часто упоминаться в вакансиях, тогда как еще пять лет назад это было редкостью, - отметил старший научный сотрудник Института экономики и организации промпроизводства Сибирского отделения РАН Сергей Капелюк. - И они начинают появляться в вакансиях не только крупных, но и средних организаций".
Так что же такое корпоративная пенсия? Чем и кому выгодны такие программы?
Такие программы не отменяют взносов работодателей в Социальный фонд РФ, они их платят по-прежнему. Корпоративная пенсия - это другое. Как правило, в ее создании участвует не только работодатель, но и работник. Последний отчисляет ежемесячно определенную сумму, а предприятие ее, к примеру, удваивает.
Отправляются эти взносы чаще всего не на банковский депозит, а в негосударственный пенсионный фонд. Средства фонд инвестирует, ежегодно начисляя доход на накопленную сумму. Например, как рассказали "РГ" в службе корпоративных коммуникаций Западно-Сибирской железной дороги, работник в зависимости от стажа и выбранной пенсионной схемы может отчислять от одного до 10,7% от начисленной ему суммы. С помощью таких бонусов, дал понять финансовый директор крупной компании Артем Поломошнов, предприятие обращает внимание соискателей на свою вакансию.
За рабочие руки - именно рабочие - сейчас идет не просто борьба, а драка. И чем больше "пряников" в вакансии, тем больше шансов ее закрыть.
Пример из Омской области: зарплату до 247 158 рублей на руки и корпоративную пенсию предлагают водителю тягача на Самотлорском месторождении. Видимо, все-таки солидная зарплата в данном случае не гарантирует, что опытный водитель будет найден.
Еще один момент - пенсионные корпоративные программы для предприятия выгоднее, чем увеличение фонда оплаты труда. С них не идут отчисления в Социальный фонд и не берется налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
Кроме того, корпоративные пенсионные накопления - это игра в долгую. Такие программы не только привлекают, но и удерживают сотрудников. "Также считается, - отметил старший научный сотрудник Института экономики и организации промпроизводства Сибирского отделения РАН Сергей Капелюк, - что они стимулируют омоложение кадров. У возрастных работников больше поводов выходить на пенсию".
А что имеет сотрудник? Во-первых, увеличение собственных пенсионных взносов за счет доплаты работодателя. Во-вторых, инвестиционный доход. Но тут надо помнить, что инвестиционные фонды более рискованный инструмент, чем банковский депозит. А также то, что по программам корпоративных пенсий для работников есть ограничения.
Средства, в том числе собственные, нельзя забрать в один момент при внезапном увольнении, придется ждать. И даже если сотрудник и предприятие много лет добросовестно копили на "вторую" пенсию (а такие примеры есть, история КПП в России насчитывает как минимум два десятилетия), ежемесячная доплата в итоге не поражает воображение. Ведь общую сумму, как и при получении обычной пенсии, придется разделить лет на двадцать (период дожития), а потом еще на 12 месяцев. И если накоплено, допустим, полмиллиона рублей, то прибавка будет чуть больше двух тысяч рублей в месяц.
Тем временем, по данным исследования, чаще корпоративные пенсионные программы стали предлагать в сфере PR и маркетинга (зафиксирован восьмикратный рост), в финансах (в пять раз), в торговле и машиностроении (в три раза), а также в нефтегазовой отрасли (в 2,9 раза) и лесной промышленности (в два раза).
Игорь Салов, председатель Новосибирского областного отделения "ОПОРЫ России":
- Если честно, не вижу ничего особенно привлекательного для сотрудников в корпоративных пенсионных программах.
По-моему, со стороны работодателей это попытка "малой кровью" решить кадровую проблему. А ее нужно решать не с помощью бонусов, а комплексно, с участием как бизнеса, так и государства.
Корректировать образовательные программы, предлагать адекватные программы переподготовки для взрослых специалистов. Бизнес готов вкладывать в это деньги. Но, увы, государство пока не дает гарантий отдачи этих вложений.
Я могу говорить за малый и средний бизнес. Так вот, руководитель небольшого завода предлагает: я дам 200 тысяч, а через год гарантированно подготовьте для меня трех квалифицированных рабочих. Нет, гарантировать никто не может. Но тогда зачем бизнесу вкладываться?