Несмотря на то что у ЕГЭ очень много противников, участники дискуссии не были категоричны и не призывали к его отмене. Прозвучало предложение сохранить ЕГЭ для поступления на технические специальности, а также математическое и естественнонаучные направления. То есть тестирование может быть объективным и удобным для оценки знаний, если правильность ответов можно четко измерить. А итоговый и вступительный экзамены по гуманитарным предметам можно было бы перевести в устную форму.
Для детей, которые со школы проявили интерес к науке, должен быть другой "лифт" в высшее образование, считает директор лицея №130 имени академика М.А. Лаврентьева Сергей Сопочкин. Например, это могут быть научно-практические конференции как школьного, так и всероссийского уровня, по результатам которых участников можно было бы зачислять в вузы без вступительных экзаменов.
"Последние несколько лет мы целенаправленно занимались этой темой и убедились, что это работает. 10-15 процентов детей способны заниматься наукой, у них есть хорошие наставники и соответствующая инфраструктура. Школы способны подготовить таких учеников для поступления в вуз. По крайней мере, те школы, которые, как наша, входят в список опорных школ Российской академии наук", - отметил Сергей Сопочкин.
Сегодня альтернативой ЕГЭ являются школьные олимпиады. А победителей заключительного этапа всероссийской олимпиады зачисляют в вузы на приоритетной основе. Это небольшой процент абитуриентов, но зато качественно подготовленных и мотивированных к учебе. Большинство таких ребят выбирают столичные университеты. Региональным вузам нужно проводить свои олимпиады, чтобы способные и мотивированные дети попадали и к ним. Такой опыт попробовали реализовать в Новосибирском государственном университете для зачисления на физический факультет. Но пока успешным его назвать нельзя. Как пояснил заведующий кафедрой общей физики НГУ доктор физико-математических наук Артур Погосов, чиновники от образования упорно сопротивляются тому, чтобы включить олимпиаду физфака в перечень олимпиад, дающих льготу при поступлении.
А говоря о вступительных экзаменах, Погосов отметил, что при поступлении на физический факультет НГУ достаточно было бы экзамена только по математике. "Нам важно, чтобы школьный учитель заинтересовал физикой детей", - сказал участник мероприятия.
Интересно, что такого же мнения придерживаются и преподаватели других направлений, например, естественных наук. Мол, биологии и химии мы научим. Пожелание к школе - научить математике, чтобы учащиеся умели решать уравнения.
Одна из причин введения ЕГЭ заключалась в стремлении объективно оценить знания школьников. Но субъективных факторов, влияющих на количество баллов, в едином госэкзамене тоже много, уверена председатель региональной комиссии по сдаче ЕГЭ по обществознанию Анна Гуськова. Так, в 2020-м году из-за пандемии задания по обществознанию были легкими, и многие дети набрали высокие баллы. А на экзамене этого года некоторым школьникам достались вопросы по узкоспециализированным юридическим темам, в которых далеко не каждый учитель разбирается. И как результат - сдали хуже, чем рассчитывали.
Или вот другой пример. С прошлого года ЕГЭ по математике разделили на базовую и профильную части - последнюю ввели для тех, кому математика нужна для поступления. Школьники, которые сдавали базовый экзамен, получили легкие задания и набрали высокие баллы. "Таким образом, для них искусственно была создана ситуация успеха", - уверена Анна Гуськова.
Школы, учителя и даже родители соревнуются друг с другом за высокие баллы, хотя они не всегда отражают уровень одаренности школьника, считает профессор, доктор психологических наук Новосибирского государственного педагогического университета Наталья Большунова. Она напомнила, что образование, в первую очередь должно открывать способности ученика, его потенциал, развивать творчество и интеллект, что сложно сделать, когда последние три года учебы в школе посвящены "натаскиванию" на ЕГЭ. "Среди последствий всего этого - слабые знания. А кроме этого - сдвиг в периодизации. Ребята, которые приходят к нам на первый курс, - это подростки, и мы работаем с ними как с подростками: назначаем кураторов, проводим родительские собрания. Они не умеют сами за себя отвечать, им негде было этому научиться", - заметила профессор.
Изначально ЕГЭ вводилось для того, чтобы создать равные возможности при поступлении в вузы, в том числе лучшие университеты страны. Действительно, стобалльники уверенно подают документы в столичные университеты, успешно поступают, а после учебы остаются там же - в столицах. Лучшие кадры перетекают в Москву и Санкт-Петербург, а в регионах складывается острый кадровый дефицит.
Сергей Смирнов, доктор философских наук, один из организаторов круглого стола, в своем выступлении заострил проблему. С его точки зрения школа перестала выполнять свои базовые задачи - учить и развивать школьника. Его родители нанимают репетиторов, чтобы их чадо "натаскали" на тесты, а учителя и вся система, выстроенная вокруг сдачи ЕГЭ, этому содействует.
Участники круглого стола предложили перенести рассмотрение законопроекта об отмене ЕГЭ на год. За это время должна быть создана государственная комиссия, которая проанализирует, как за 20 лет единый госэкзамен повлиял на молодежь, на школу и систему образования в целом. В эту комиссию должны входить в том числе и представители вузов, которые смогут оценить, насколько коррелируют высокие баллы по ЕГЭ с успеваемостью в вузе.
В дискуссии также принимал участие депутат Госдумы Александр Аксененко. Он отметил, что практически за два десятка лет система сложилась и будет неправильным в одночасье ее отменять, но нужно совершенствовать и предлагать альтернативные решения. Предложения с введением олимпиад и научно-практических конференций в качестве вступительных испытаний показались депутату интересными. Кроме этого, он также признал необходимым проведение исследования о последствиях ЕГЭ в масштабах всей страны. Эти и другие предложения участников круглого стола будут объединены в список, который направят в Госдуму и правительство РФ.