По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, граждане обращались с жалобами, поэтому необходимо законодательно урегулировать предоставление таких услуг и защитить права пользователей.
В новой версии законопроекта были учтены замечания Правительства и предложения отраслевых экспертов. Была отражена и позиция Роспотребнадзора как ключевого правоприменителя в области защиты прав потребителей.
Цели законопроекта остались прежними - защитить потребителей от недобросовестных действий поставщиков сервисов по подписке, исключить возможность манипуляций, введения граждан в заблуждение относительно существенных условий договора, отметил один из авторов законопроекта, член комитета Госдумы по информполитике Антон Немкин.
"Мы достаточно долго искали оптимальный и эффективный подход к этой задаче, изучали практику, встречались с общественными организациями и представителями бизнеса. Сформировали на площадке Минцифры рабочую группу с представителями Министерства, Роспотребнадзора и ключевых отраслевых ассоциаций, представляющих интересы сервисов по подписке. Индустрия рассказала о своей практике, мы обсудили их предложения, Роспотребнадзор проанализировал их с точки зрения потенциального правоприменения. Результатом этой работы и стала новая версия законопроекта, в которой мы вводим ряд новых обязательных требований для поставщиков сервисов по подписке, в частности - в наглядной и доступной форме до заключения договора раскрывать потребителю все его условия: сроки, полную стоимость, а также - что очень важно - раскрывать информацию о форме и способе отписки: то есть указывать, как и на какой странице это можно сделать", - рассказал он.
При этом из требований к подписным сервисам было принято решение убрать обязательные уведомления, которые площадки должны были рассылать пользователям перед списанием средств за продление подписки.
"Мы приняли во внимание тот факт, что сервисы уже рассылают уведомления о списании средств за подписки в рамках исполнения требований закона о контрольно-кассовой технике. И банки также уведомляют клиентов о списании средств с карт. Граждане часто жалуются нам на спам и избыток рекламных сообщений и уведомлений, так что мы нашли другой эффективный подход решения проблемы неожиданных списаний без необходимости нагружать пользователя избыточной информацией", - добавил Немкин.
В процессе подготовки законопроекта было проведено исследование, которое показало, что 44% пользователей подписок в России сталкивались с трудностями при отписке. Например, 72% отмечают, что отписаться от сервисов сложнее, чем подписаться, еще 43% опрошенных испытывали трудности при поиске кнопки отписки, такое же количество указывают на невозможность отписаться в один клик. Еще 22% пользователей сталкивались с невозможностью отказаться от подписки и вернуться свои деньги.
При этом участники рынка не согласны с тем, что такие ограничения и регулирования ограничат компании в ведении бизнеса.
"Самым затратным для сервиса является, конечно, период пробной подписки, который дается бесплатно или за символическую плату. В рамках этого периода пользователь знакомится с функционалом и каталогом сервиса, и, если его все устраивает, сохраняет подписку надолго. На лояльность подписчиков хорошо работают премьеры и, в целом, актуальный и разнообразный каталог, тогда как для возврата ушедшего подписчика требуются дополнительные маркетинговые затраты", - поясняет "РГ" Михаил Платов, зам ген директора по правовым вопросам и взаимодействию с органами государственной власти ИВИ.ру.
Эксперт отмечает, что у отрасли состоялся квалифицированный и обстоятельный диалог с авторами инициативы и профильными ведомствами, в ходе которого подход к регулированию изменился в лучшую сторону.
"Новая редакция законопроекта не должна навредить отрасли, поскольку она нацелена скорее на то, чтобы недостаточно добросовестные сервисы подтянулись к уровню лидеров рынка. Тогда как старая концепция, напротив, обрушила бы на пользователей поток лишних сообщений от сервисов, что могло бы спровоцировать импульсивные отписки". - говорит Платов.
Авторы законопроекта преследуют одну цель - искоренить ситуацию, в которой люди остаются в уязвимом положении и платят деньги за те услуги, которыми не пользуются, согласен Немкин.
"Для нас важно мнение тех, кто работает непосредственно в сфере онлайн-подписок, так как возможные риски видны им отчетливее. Нанести вред российским предпринимателям, которые сегодня активно работают и стремятся обеспечить качественный и надежный сервис для наших граждан - точно не входит в наши планы. Но при этом сейчас у каждого пользователя в среднем по три платные подписки, а вот возможность управлять ими есть не всегда. Это мы и хотим исправить. Мы долгое время находились в диалоге с представителями бизнес-сообщества, которое очень активно включилось в работу над законопроектом, чтобы вместе сделать итоговую версию полезной для граждан и безвредной для российских компаний. Надеюсь, у нас это получилось", - заявил Немкин.