17.09.2024 15:55
Культура

Новый сезон тюменский "Ангажемент" начал с премьеры "Варшавской мелодии"

Новый сезон "Ангажемент" начал без худрука и директора Леонида Окунева
Текст:  Ирина Никитина (Тюмень)
Российская газета - Неделя - Урал: №210 (9452)
В эти золотые, с запахом настоявшейся листвы сентябрьские дни во всех тюменских театрах стартовали творческие сезоны. Везде с фанфарами, а в молодежном "Ангажементе" со слезами. 8 сентября наш суетливый мир на 76-м году жизни скоропостижно оставил директор и худрук Леонид Окунев, 12-го весь город проводил его в последний путь, а уже 14-го коллективу пришлось впервые за 30 лет в сиротстве играть новый спектакль, с которого главный успел снять пенку за месяц до трагедии.
"Варшавскую мелодию" и сейчас довольно часто ставят в столице и регионах. / Архив театра "Ангажемент"
Читать на сайте RG.RU

Он очень хотел, чтобы "Варшавская мелодия" по пьесе Леонида Зорина пронзила сердца молодых актеров, чтобы постановкой, на которую в Советском Союзе не клевал разве что отъявленно ленивый режиссер, труппа заявила о своей гражданской позиции. "Послевкусие" - одно из ключевых слов "Мелодии", где главный герой Виктор с маниакальной щепетильностью учится на винодела, трусливо разрушая личное счастье. Думается, на протяжении сезона, официально объявленного театром "черным", это же слово еще не раз аукнется в воспоминаниях об Окуневе - о его отношении к коллегам, зрителям, семье, мечте и таинству профессии. Послевкусие - то, что отличает честно созданный напиток и настоящий театр. Это Окунев научил его быть таким - от крыльца до чердака.

"Варшавская мелодия" действительно считалась хитом в 70-80-е, да и сейчас довольно часто ставится в столице и регионах. Не очень длинно, без декорационного витийства, всего два актера, понятные конфликтные линии: он и она, они и политика, они и жизненные препоны. Советский парень Витя и польская девчонка Геля знакомятся после войны в московской консерватории на концерте, влюбляются, рисуют совместное будущее. Их свадебные планы обрывает февральский указ 1947 года, запрещающий советским гражданам браки с иностранцами. И наверняка можно было что-то придумать, чтобы остаться вместе, но то ли сил нет, то ли истового желания. Еще два раза герои встретятся - спустя 10 лет, потом снова через десятилетие. Нам, притихшим в зале, покажется: чувства остались, а вот стена меж героями как будто стала выше и толще. Послевкусие обстоятельств - тут ничего не попишешь.

Спектакль приглашенного режиссера Леонида Калмыкова при всей его неажурной концовке приятный и многообещающий. Много обещает прежде всего Даша Громова, сыгравшая Гелену. Смотришь на юное симпатичное лицо, слушаешь польскую речь, замираешь на выверенном вокале (Геля же на певицу учится) и понимаешь: эта девчонка себя еще покажет, только дайте сцену и место на ней. И Паша Чудинов (Виктор) покажет - возмужает, пообтешется. Окунев недаром так пестовал именно молодежь, недаром театр буквально по досочкам собирал - молодые должны тянуть эту лодку, взрослеть в ней, передавать весла следующим поколениям, чтобы чему-то учить зрителя, вырвавшегося из жерновов современного уклада жизни с соцсетями, аутотренингами, натальными картами.

Послевкусие, послевкусие… "Варшавскую мелодию" хочется смаковать, перекатывать в голове, улыбаться репликам полячки, осваивающей великий и могучий. Хочется смаковать историю самого Окунева. В его роду актеров не было. Но он с детства хотел играть, если повезет, и в телевизор попасть. Незабываемое приключение - спектакль "Снежная королева" в областной драме. С замиранием сердца любопытный мальчишка наблюдал, как распускаются и увядают розы, и долгое время считал это высшим пилотажем сценографии. Наставник, которому хотелось подражать, - Георгий Дьяконов-Дьяченков, первый артист Тюменской области, ставший народным. Премьерная роль - матросик в "Любови Яровой". Не увидев в зале однокашников, приглашенных на показ, Леня ушел за кулисы расстроенный и опустошенный, зато нарвался на похвалу и рукопожатие самого Бориса Мостового: "Спасибо, солдат, за службу!"

Леонид Окунев основал "Ангажемент" и сам в нем рос. / Валерий Бычков

И вот спустя десятилетия - большое детище "Ангажемент", созданное вместе с другом-бизнесменом Виктором Загоруйко. Для театра удалось выбить аварийное здание, потом попасть под опеку города. Леонид Григорьевич и сам в своем театре рос: в 2022-м, например, стал почетным гражданином Тюмени, весной 2023-го получил национальную премию "Фигаро" имени Андрея Миронова. Сколько ролей на сцене и в кино! "Но разве в этом счастье?" - спрашивал он во время интервью. Владимир Высоцкий, эталон для Григорьевича, мало что имел, а забыли его люди?! Окуневу было важно другое: чтобы мальчишки и девчонки, а также их родители с радостью бежали на спектакли, где их ждет правда, чтобы "Ангажемент" получил нормальное, соответствующее времени здание. В прошлом сезоне к торжествам по случаю 30-летия учреждения культуры город подарил ему ремонт, но не капитально капитальный, а косметический. Настоящего переезда директор, получается, так и не дождался… Может, его уход подтолкнет власть принять волевое решение, которое когда-то прозвучало, да затерялось в пирамидах из бумажек.

Театральные куклы с богатой историей стали доступны самарским детям

На панихиде Алексей Шлямин, друг и коллега Окунева, произнес: "Григорьич, мы будем стараться работать отлично и честно, театр не умрет". Да будет так. Планов-то главный оставил с вагон и тележку. Например, комедию "Дуры мы, дуры", где Окунев тоже репетировал.

Тюмень Драматический театр